Теперь президент Украины обладает гораздо более широкими полномочиями, сравнимыми с теми, которыми был наделен в 1994—2004 годах Леонид Кучма. Он имеет право без консультаций с парламентской коалицией предлагать Верховной раде кандидатуру премьера. Снимать его, а также любого из министров и генпрокурора с должности Виктор Федорович тоже может сам. Равно как и самостоятельно назначать глав районных, областных администраций и мэров Севастополя и Киева. Говорят, первой жертвой новшеств может пасть киевский глава Леонид Черновецкий.
Предчувствуя вердикт КС, экс-президент Ющенко на прошлой неделе призвал Януковича и депутатов Рады не принимать во внимание мнение суда: “Отмена политической реформы-2004 — это приход авторитарного режима. Потом не спрашивайте, по ком звонит колокол…”. Разумеется, Виктор Андреевич промолчал о том, что еще несколько лет назад сам тщетно пытался вернуть себе полномочия Кучмы. Разумеется, с целью “проведения глубоких, давно назревших в стране политических и экономических реформ”.
Напомню вкратце обстоятельства, способствовавшие принятию закона 6-летней давности, в обиходе — “закона четырех двоек”.
Осенью 2004 года состоялся 2-й тур президентских выборов, на котором, по версии ЦИК, победу над кандидатом Ющенко одержал кандидат Янукович. Оппозиционные силы, ведомые Ющенко и Тимошенко, словно бы ожидали подобного развития событий. 22 ноября по их призыву площадь Независимости в центре Киева стали заполнять недовольные жители столицы и областей. Окружение Кучмы пришло к неожиданному для многих решению. “Из-под сукна” был вынут законопроект лидера Соцпартии Александра Мороза, предлагавшего кардинально поменять политический строй. Лишив при этом ключевых командных полномочий главу державы в пользу коалиции парламентского большинства. Этот документ был подписан с “оранжевой коалицией” в качестве “отступного”. А дальше началось самое интересное.
“Политреформа”, вступившая в силу 1 января 2006 года, вмиг превратила недавнего триумфатора Ющенко в посмешище всей “прогрессивной Европы”. У президента оставались лишь церемониальные функции. Но отдавать приказания главе правительства, назначать наместников в регионы Виктор Андреевич без согласования с премьер-министром уже не мог. Оттого все эти годы и потратил на раздрай с премьером Тимошенко.
А депутаты от Партии регионов “глубоко сожалели” о случившемся в 2004 году. Они-де признали, что действовали с нарушением конституционной процедуры рассмотрения документа. Правда, с благой целью: чтобы на центральных улицах Киева, упаси бог, не пролилась кровь сограждан.
Конституционный суд, в котором преимущественно заседают люди от Партии регионов и политсил, входящих в правящую коалицию “Стабильность и реформы”, явил милость к “добровольно покаявшимся”. Правда, в оглашенном в пятницу решении не говорится, как быть с той же правящей коалицией (или парламентским большинством), с законами о регламенте Верховной рады и о кабинете министров, принятыми в соответствии с “некорректно измененной” в декабре-2004 Конституцией страны. Получается, все они — неконституционны и, следовательно, нелегитимны? Представитель президента в Конституционном суде, замглавы администрации президента Елена Лукаш в ответ на высказанные журналистами сомнения уверенно заявила: “Все органы власти являются легитимными, и сегодня они должны сконцентрироваться и выполнять решение КС”.