“Мы преодолели исторический рубеж на пути к развитой демократии и верховенству закона”, — заявил турецкий премьер. Для возглавляемой им Партии справедливости и развития референдум оказался своего рода экзаменом на дальнейшее пребывание у власти. Шансы после парламентских выборов остаться у руля государства на третий срок у партии теперь окрепли.
Многие из тех 26 поправок, которые правительство Эрдогана предложило внести в конституцию, одобрены Евросоюзом. Дело в том, что в Турции продолжает действовать конституция, принятая в 1982 году при военном режиме. С тех пор в нее неоднократно вносились изменения, но референдум провели впервые.
Европейские структуры приветствуют итоги референдума и намекают на то, что они облегчают путь Турции в ЕС. Приветствовать европейцам есть что: конституционная реформа вводит в Турции институт омбудсмена и признает за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Укрепляется равенство полов и запрещается дискриминация детей, пожилых людей и инвалидов. Депутаты, избранные в парламент, смогут сохранить свои места даже в том случае, если их партия будет запрещена судом. Гражданские суды получают право судить военных за преступления против государства, а военные, уволенные в отставку, смогут подавать иски в гражданский суд.
Так чем же недовольны те 42% турок, что проголосовали против реформы? Оппозиция, выступающая за сохранение светского государства, боится, что некоторые реформы ограничат независимость судебной системы. По сути дела, в пакет поправок “завернули” парочку таких, которые позволят правящей исламистской партии в большей степени контролировать процесс назначения судей высших инстанций и таким образом влиять на решение судей. Некоторые наиболее рьяные критики власти заподозрили Партию справедливости и развития в желании устроить тихий государственный переворот. Дело в том, что эта партия не раз конфликтовала с высшими судами страны, считающимися защитниками светских ценностей Турции. Пару лет назад партия, которую возглавляет премьер Эрдоган, едва не была запрещена конституционным судом, посчитавшим, что та ведет страну в сторону исламистского государства. Теперь же, после одобрения поправок, суды, как опасается оппозиция, рискуют попасть в зависимость от исламистов. Впрочем, сам Реджеп Тайип Эрдоган успокаивает своих оппонентов, обещая не сворачивать светский характер турецкого государства.