Европа сказала: “баста!”

Почему стачки, возможные в Париже и Лондоне, невозможны в Москве

Забастовка сотрудников метро, прошедшая во вторник, стала настоящим адом для 3,5 миллиона жителей Лондона. Вовсю бастуют и французы, недовольные пенсионной реформой и сокращениями в сфере образования. Что происходит в европейских столицах и дозволяют ли российские законы бастовать таким же образом — выяснил “МК”.
Почему стачки, возможные в Париже и Лондоне, невозможны в Москве

Решение о забастовке в Лондоне было принято профсоюзами после того, как транспортное управление мэрии объявило о намерении сократить 800 сотрудников подземки. Из них 700 — кассиры. Всего — менее 7% сотрудников метро. Как объяснил “МК” представитель лондонской мэрии, речь идет о сокращении вакансий и мест, освобождающихся после ухода сотрудников на пенсию. Что касается кассиров, то после введения пластиковых карточек число людей, покупающих билеты, резко уменьшилось. Сегодня только одна из 20 поездок на метро начинается с визита в кассу.


24-часовая забастовка резко осложнила положение лондонцев. В среднем каждый житель столицы на то, чтобы добраться до работы, а потом вернуться домой, затратил во вторник на полтора часа больше, чем обычно. “Это кошмар, — сказала корреспонденту “МК” в очереди на автобус у вокзала “Виктория” медсестра одной из лондонских больниц Джессика Тернер, — чтобы не опоздать на работу, я вышла на час раньше, и не имею представления, когда вернусь домой. А ведь у меня двое маленьких детей”. Но осуждать участников забастовки Джессика не стала: “Они борются за свои права. Если отобрать у рабочего человека право на забастовку, он останется безоружным”. Программист Гарик Ахаладзе, которому пришлось потратить почти $100 на такси, чтобы проводить мать в аэропорт “Хитроу”, тоже относится к бастующим с пониманием: “Кто знает, может быть, завтра и мне придется бастовать и это принесет кому-то неудобства. Ничего не поделаешь, надо терпеть, иначе работающие люди потеряют право на свою защиту”.


— Насколько обоснованна нынешняя забастовка? — спросил “МК” независимого юриста по трудовым конфликтам Ричарда Паркинсона.


— В экономическом плане она кажется бессмысленной, поскольку благосостояние сотрудников метро никак не пострадает от сокращений. Очевидно, забастовка инициирована профсоюзом железнодорожников, глава которого Боб Кроу известен своими левацкими убеждениями. Думаю, он хочет показать властям, что профсоюзы остаются серьезной силой, с которой им придется считаться осенью, когда правительство попросит британцев затянуть пояса.


— Если требования профсоюзов необоснованны, почему власти не запрещают забастовку?


— А они ничего не могут сделать. По закону отменить забастовку в мирное время может только суд, да и то только если была нарушена процедура принятия решения о проведении стачки. Например, недавно суд признал неправомерной забастовку сотрудников компании “Бритиш эруэйз”, когда выяснилось, что были допущены нарушения при голосовании членов профсоюза по этому вопросу…


Между тем забастовками началась неделя и во Франции. На работу не вышли преподаватели школ и вузов, требуя улучшения условий труда и протестуя против сокращения 7 тысяч рабочих мест в сфере образования. По данным организаторов акции — двух крупнейших учительских профсоюзов Франции, в ней приняли участие до двух третей преподавательского состава страны. А вчера на улицы французских городов вышли сотни тысяч работников частного и государственного секторов, что привело к перебоям в работе банков и транспорта. Еще в преддверии вторника крупнейший авиаперевозчик Air France заявил о намерении в этот день сократить число полетов из других городов Франции в Париж на 90%. Причина возмущения граждан — намерение властей увеличить пенсионный возраст с 60 до 62 лет, а возраст для получения полных пенсионных выплат с 65 до 67 лет.


А в России не побастуешь


В России же трудовое законодательство носит явно антизабастовочный характер. В Трудовом кодексе, вступившем в силу в 2001 году, подробно прописан механизм подготовки и объявления стачки. Однако, как и в случае с конституционным правом на шествия и митинги, осуществить на практике свое право на разрешение трудового спора с нанимателем при помощи забастовки крайне сложно.

Сначала должны быть исчерпаны все другие способы, затем не менее половины работников должны письменно высказаться за проведение стачки (или должно быть проведено собрание их представителей). Объявление о забастовке необходимо не менее чем за 10 дней до ее начала передать работодателю. Кроме того, нужно согласовать перечень минимально необходимых работ. Без этого суд может объявить забастовку незаконной. Можно прервать стачку также в случае выявления угрозы жизни и здоровью граждан.


Но это еще цветочки. В ряде отраслей стачки вообще запрещены. Согласно ст. 413 ТК ни в коем случае бастовать не могут военнослужащие, правоохранители, работники опасных производств, медики “Скорой помощи”. В сфере поставок электроэнергии, газоснабжения, воды, отопления, а также на авиационном, водном и железнодорожном транспорте теоретически побастовать можно, но практически нереально. В ТК забастовки, например, железнодорожников, сразу запрещаются, если они наносят вред безопасности государства, а также жизни и здоровью граждан. Иными словами, попытаться объявить и даже провести забастовку можно, если строго следовать букве ТК. И такого рода попытки локомотивных бригад на Московской железной дороге были в 2002, 2007 и 2008 годах. Но в двух первых случаях московские суды признавали забастовки локомотивщиков незаконными, и они не проводились. 28 апреля 2008 года независимый Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников все-таки добился, что около 200 человек не вышли на ряд пригородных маршрутов. Но к концу дня забастовка захлебнулась. Зачинщиков вызвали в отделение милиции, а затем в Московскую транспортную прокуратуру. И работодатель — МЖД — и все органы власти объявили действия профсоюза незаконными. Интересно, что профлидеры также признали правоту властей. В подобных случаях власти ссылаются не только на ТК, но и на ст. 26 Закона о железнодорожном транспорте от 2003 года. В ней полный запрет на железнодорожные забастовки оформлен без обиняков. Что касается метро, то вне зависимости от его подчинения, в нем действуют железнодорожные законы.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру