Деньги будут как за каменной стеной

Российскую валюту хотят спрятать в Петропавловской крепости.

Пришла пора отметить юбилей, который вряд ли оставит равнодушным хоть кого-нибудь из наших сограждан: ровно 190 лет, как в России начали делать «правильные» бумажные деньги. По такому случаю на предприятии «Гознак», обеспечивающем страну ценными бумагами, открылся музей. Правда, экспозиция эта предназначена лишь для специалистов, однако для корреспондентов «МК» «гознаковцы» сделали исключение и показали представленные в зале раритеты. 

Листочек шероховатой бумаги, украшенный простеньким узором и отпечатанным в одну краску текстом «Объявителю сей Государственной Ассигнации платит Ассигнационный банк десять рублей ходячею монетою», подписи управляющего и кассира, выведенные чернилами… — Так примитивно выглядели первые русские бумажные деньги, появившиеся в конце XVIII в. Подделать их было совсем не сложно. Чем и воспользовался в 1812 г. Наполеон: объявив войну императору Александру, он распорядился для подрыва экономики России отпечатать огромное количество фальшивых рублей. Причем выглядели подделки даже лучше, чем подлинные рубли.

Чтобы исправить ситуацию пришлось позаботиться о выпуске новых ассигнаций — гораздо более высокого качества. В конце лета 1818 г. в Петербурге начало работать новое предприятие — Экспедиция заготовления государственных бумаг. Первый его заказ: 8 миллионов 25-рублевых ассигнаций, 3 миллиона 50-рублевок, миллион «сотенок» и 250 тысяч ассигнаций 200-рублевого достоинства. От этого события и ведет отсчет своей истории нынешний «Гознак». 

— У нас существует так называемый спецфонд, куда на протяжении уже более века собирают образцы продукции, эскизы (даже не утвержденные в печать), инструменты, формы… — рассказывает руководитель пресс-службы предприятия Наталья Никифорова. — В общей сложности в хранилищах находится около 3 миллионов экспонатов. Лишь малая часть из них демонстрируется в этом зале.

На витринах легко проследить эволюцию русских денег — от примитивных оттисков (только на одной стороне бумажного листа!) екатерининских времен до  современных банкнот. (К слову сказать, оказывается еще в конце XVIII в. была выбрана цветовая гамма наших денег, сохранявшаяся вплоть до последнего времени: «пятерки» печатались на голубоватой бумаге, «червонцы» — на красновато-оранжевой…)

Среди экспонатов — роскошно оформленные купюры образца 1910-1912 г. г. достоинством в 100 и 500 рублей, которые специалисты признают вершиной творчества работников Экспедиции, примитивные «керенки», самые ранние советские банкноты, отпечатанные в 1918-м, и деньги последующих времен (на эскизах одной из серий, которая так и не пошла в тираж — вместо канонического Ленина изображены Суворов, Александр Невский, Дмитрий Донской)  

Помимо бумажных денег в витринах показаны монеты, облигации,  марки…

— Вот уникальные образцы. К 300-летию Дома Романовых готовили серию почтовых марок с изображением русских государей. Известный художник Е. Лансере сделал рисунок марки, посвященной Павлу I. На листе сверху император Николай II начертал свою резолюцию: «голова нехороша». А позднее, оценив заново выполненный художником эскиз, поставил над ним крестик карандашом. Рядом с этой «высочайшей визой» тогдашний премьер Столыпин сделал «расшифровку»: «собственной рукой Его Императорского Величества начертан…»

В другой витрине представлен прямо-таки бесценный для любого филателиста листок — подлинник Высочайше утвержденного в 1857 г. образца первой русской почтовой марки. Немудреная двухцветная «картинка» с изображением герба, выполнена гравером Экспедиции Францем Кеплером. Любопытно, что марки самой первой серии были выпущены «беззубыми»: специально закупленную у австрийцев машину для пробивки перфораций доставили в Петербург с опозданием.

Разноцветными полянами пестрят заполняющие витрины многочисленные облигации разных лет выпуска. Среди прочих обращает на зебя экземпляр 1923 г. — «Государственный краткосрочный сахарный заем. Облигация в пять пудов сахара-рафинада.» (В пояснительном тексте на этом же листке значится: «Предъявителю сей облигации с 1 февраля по 30 апреля 1924 г. выплачивается пять пудов сахара-рафинада.»)

 В зале показаны и уникальные образцы наград советского периода. Здесь можно увидеть, например, несколько вариантов ордена Ленина, а рядом целая витрина занята разработанными на «Гознаке» «рабочими макетами» ордена Сталина (эта награда в итоге так и не была утверждена)…

Изготавливали на предприятии-юбиляре и продукцию совсем иного рода. Здесь было, к примеру, отпечатано в последнее прижизненное издание сочинения Пушкина. Здесь выпустили в 1855 г. самую маленькую по тем временам книжку — томик басен Крылова имеет размер 22х28 мм, а для набора текста использовался специально изготовленный из серебра микрошрифт. На Всемирной выставке 1937 г. в Париже Гран-При получили игральные карты, изготовленные на «Гознаке», — их «картинки» были отпечатаны методом литографии с использованием 36 идеально совмещенных друг с другом форм для разных цветов краски. Спец-предприятие печатало и спец-«корочки» — например, бланки партийных билетов, удостоверения «Летчик-космонавт СССР»… А вот совсем «свеженький» экспонат: образец ваучера с пометкой «утверждаю в печать 7.09.92» (эскиз легендарного «квитка» выполнил художник Игорь Крылков).

От своих экскурсоводов—сотрудников предприятия корреспондент «МК» услышал незнакомый доселе термин — литофания. Так называется специальное изображение, вырезанное из воска, которое используется затем при отливке бумаги с водяными знаками. Изображения барельефов Ленина, Петра Великого, Ярослава Мудрого, растиражированные в виде водяных знаков на советских и современных российских купюрах, хорошо всем знакомы, однако в музее хранятся и совсем иные литофании. На одном из таких восковых рисунков изображен портрет императрицы Екатерины II, а другой представляет собой копию знаменитой картины художника Джорджоне «Спящая Венера» (эту «обнаженную натуру» художница «Гознака» Маргарита Высоцкая выполнила в 1955 г. по распоряжению тогдашнего министра финансов А. Зверева).

Увы простому гражданину «с улицы» увидеть все эти редкости сейчас практически невозможно. Однако, как рассказал гендиректор «Гознака» Аркадий Трачук, в перспективе возможно появление и общедоступной экспозиции. При реконструкции Петербургского монетного двора освободились несколько старых производственных зданий, расположенных на территории Петропавловской крепости. Есть планы разместить в одном из них Музей российских денег

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру