«Белочехи», «чехословацкий корпус», «чешский мятеж»… — Какие-то очень смутные, разрозненные сведения об этой драматической эпопее сохранились у большинства из нас из школьных учебников и фильмов «про революцию». Узнать малоизвестные факты об истории чехословацких войск, сформированных и воевавших в России почти 100 лет назад, можно на выставке, открывающейся 15 августа в Выставочном зале Федеральных архивов.
Бывшие пленные… Котрреволюционеры… Невольные виновники расстрела царской семьи… Похитители золотого запаса… О боевых частях, куда вошли захваченные в плен нашей армией чехи и словаки, рассказывалось много недостоверных историй. На сей раз все желающие могут ознакомиться с документальными свидетельствами. Фотографии, рапорты, телеграммы, карты предоставлены несколькими ведущими архивами России, а также архивным управлением и Военно-историческим архивом Чешской республики.
Первые чешские полки были сформированы в России уже вскоре после начала 1-й Мировой войны. Братья-славяне, в большинстве своем добровольно перешедшие на нашу сторону из австро-венгерских войск, оказались очень хорошими помощниками русским солдатам. (В одном из уникальных документов, представленных в экспозиции, указана, к слову сказать, истиная численность этих частей — всего в корпус входило около 60 тысяч чехов и словаков, и еще порядка двух тысяч югославов и венгров.) Потом случилась революция, началось на территории экс-Российской Империи «великое неустроение», и руководители чехословацкого корпуса решили не вмешиваться во внутренние «разборки» русских и перебраться во Францию, чтобы продолжить войну с ненавистными германцами.
Кратчайший путь через Европу преграждал фронт, так что чехов надумали отправлять морем с Дальнего Востока. Но на пути туда растянувшиеся на сотни километров по железной дороге эшелоны с чехословацкими полками были неожиданно остановлены по распоряжению Троцкого. В расшифрованной стенограмме обращения нашего военного наркома к руководителям чехословацких частей, которое демонстрируется на выставке, можно прочесть, что приказ был вызван известием о высадке во Владивостоке японских интервентов.
Начавшиеся волнения Троцкий решил пресечь самым радикальным способом. В этом можно убедиться, прочитав его телеграмму, разосланную 24 мая 1918 г. «всем военным комиссарам на железнодорожной линии Пенза - Омск»: «Все Советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооруженным на железнодорожной линии, должен быть расстрелян… Ни один вагон с чехословаками не должен продвигаться на восток…»
Вот благодаря этой пресловутой бумажке и превратились чехословацкие воины в «контриков». Восстание их корпуса, вспыхнув по линии Транссиба от Пензы до Дальнего Востока, в считаные часы фактически вырвало из рук Советской власти всю Сибирь!
Одна из наиболее легендарных историй, связанных с выступлениями частей чехословацкого корпуса на стороне «белых», тоже отражена в экспозиции только что открывшейся выставки. — Речь идет о транспортировке белочехами золотого запаса России.
Телеграмма командующего Симбирской группой войск Народной армии полковника В. Каппеля командующему Поволжским фронтом генералу С. Чечеку: «9 августа 1918 г. После двухдневного боя 7 августа частями Самарского отряда Народной армии и чехо-словаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчету. Захвачен золотой запас России — 650 миллионов. Потери моего отряда 25 человек…»
Постановление Совета Управляющих Ведомствами: «29 ноября 1918 г. …Захвачены в Казани находящиеся в Государственном банке золото, платина, серебро, к вывозу которых в Москву большевики приступили за два дня до падения Казани, но успели захватить с собой только несколько десятков пудов. Всего в Казани взято около 40000 пудов золота, принадлежащего Российскому государству и около 30000 тысяч пудов серебра… Возникает опасность, что захваченные ценности попадут в руки тех, которые используют их во вред России или будут расхищены преступными элементами. Совет Управляющих Ведомствами постановил вверить указанные выше ценности чешскому народу в лице Чехсовета для охраны и затем передачи Учредительному Собранию или общепризнанному всероссийскому правительству…»
В соседней витрине выставки демонстрируется еще один «золотой» документ — акт подведения итогов работы 27-29 февраля 1920 г. в Иркутске по учету и перегрузке золотого запаса, захваченного у отступающих колчаковцев и остатков чешского корпуса. Общее количество ящиков, погруженных в полтора десятка вагонов, впечатляет: 1678. Но это оказалось лишь относительно небольшой частью сокровищ, захваченных в Казани. — Белые и их помощники царское золото не уберегли.
А были ведь и «красные чехи» (и в их числе — будущий знаменитый писатель Ярослав Гашек, которому посвящен целый стенд на выставке). Впрочем, количество этих «интернационалистов-революционеров» оказалось куда меньшим, но и о них рассказывают подлиные экспонаты, занимающие отдельный выставочный зал.
Среди прочих документальных свидетельств той давней чехословацкой эпопеи, — листовки, с призывами переходить на сторону русских войск, специальная книжечка, изданная штабом Омского военного округа: «Инструкции военнопленным германской и автро-венгерской армий», схемы боев и передислокаций чешских полков на полях 1-й мировой, множество редких фотографий, которые у нас до сих пор не демонстрировались…
Выставка работает до 28 сентября ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 12.00 до 18.00 по адресу Б. Пироговская ул. , 17.