Постороннему человеку даже невдомек, что это за диковинная «флора» такая. И лишь вблизи обнаруживается – на грядках не овощи созревают и не ягоды, а выстроились шеренгами автомобили. Десять… сорок… сто… сто двадцать…
Об этой «автомобильной аномалии» знают немногие. И добираться сюда трудновато. Зато, преодолев все дорожные испытания, попадаешь в настоящее царство старинных «моторов».
– Я уже не могу даже сказать точно, сколько здесь у меня сейчас собрано машин, – улыбается хозяин этого автомобильного богатства. – Штук двести, наверное. И еще предстоит раздобыть около ста пятидесяти, вот тогда будет полный комплект!
По количеству автомобилей в личном пользовании Красинец наверняка обогнал всех наших олигархов. Но подобный рекорд никогда не был для него целью. Заветная мечта энтузиаста – создать музей советской автотехники 1940–1970-х годов. Именно под эту мечту Михаил и строит свою жизнь. Когда-то он работал на АЗЛК, был механиком и пилотом в командах гонщиков, вел секцию в ДОСААФ… Потом забросил все «посторонние» дела и уже лет 20 занимается только любимым делом.
Первые легковушки, добытые для коллекции, ставил прямо на тротуаре под окнами своей московской квартиры. Скопище потрепанных колесных ветеранов регулярно подвергалось разрушительным набегам окрестных хулиганов – били стекла, корежили двери, поджигали. Энтузиаст-собиратель безуспешно боролся с подобным варварством – год, другой, третий… Наконец, не выдержав, решил скрыться подальше. Продал свою столичную квартиру и вместе с женой Мариной перебрался в тульскую глубинку – в полуумершую деревню Черноусово, где когда-то жили его предки. Сюда же начал потихоньку перегонять из Москвы свои четырехколесные раритеты.
– На одной машине еду, другую на сцепке тащу… Так и мотался челноком. Скоро меня уже на Симферопольском шоссе все сотрудники ГИБДД знали. Случалось, автоинспекторы даже помогали, когда какой-нибудь из моих «старичков» на трассе «скисал»…
Лимузин на грядке
Возле старого деревенского дома застыл замечательный «членовоз» хрущевско-брежневских времен – «Чайка». Неподалеку вросли колесами в землю несколько респектабельных ЗиМов. Вдоль забора, скрытого зарослями малины, выстроились «Волги» ГАЗ-21 различных модификаций. Напротив них – фарами в фары – стоят представители семейства «Побед» разных лет выпуска. По другую сторону прежнего крестьянского огорода – полновластие «Москвичей». А на краю поля, начинающегося сразу за деревенской улицей, Красинец расставил полтора десятка старых грузовиков – «газиков» и ЗиЛов.
Среди колесных экспонатов есть редкие и даже уникальные образцы. На огороде «припаркован», например, «Москвич»-кабриолет с откидным брезентовым верхом, выпущенный в 1949 году. Как утверждает Михаил, таких до наших дней сохранилось не более десятка.
А неподалеку от дома стоит серая легковушка с совершенно незнакомой «физиономией». Оказывается, это так называемый «проект 355» – один из опытных образцов «Москвича», которые еще в 1971 году создали конструкторы АЗЛК, чтобы со временем запустить в производство на смену популярной модели «Москвич-412».
Однако «триста пятьдесят пятый» на конвейер так и не был поставлен. Единственный экспериментальный образец долго хранился на АЗЛК, а потом заводское начальство распорядилось его за ненадобностью отправить на металлолом. Об этом узнал Красинец и сумел спасти раритет.
В «золотом фонде» Михаила есть и несколько легковушек-внедорожников. Например, редкий образец продукции Горьковского завода – «Победа»-вездеход ГАЗ-72. А еще полноприводные «Москвичи» – седан М-410 и универсал М-411, которые были выпущены на заводе в конце 1950-х малыми сериями.
У сарая притулился экспериментальный образец джипа «Москвич-415». Выпуск таких внедорожников хотели наладить в 1960-е годы, но дальше опытных экземпляров тоже дело не пошло. Из трех собранных тогда «москвичовских джипов» Красинцу удалось добыть один, да и у того отсутствует рама. «Но у меня есть полный комплект чертежей для «четыреста пятнадцатого», – бодрится Михаил. – По нему недостающую раму готовы сделать на одном из тульских заводов…»
Кинематограф-кормилец
Наша импровизированная экскурсия по автомобильной сокровищнице, собранной на деревенском огороде, длилась почти 2 часа. И с первых же ее минут не давал покоя сугубо материалистический вопрос: сколько денег на столь обширную коллекцию пришлось потратить? И откуда их умудряется добывать черноусовский энтузиаст?
Внушительных капиталов на личных счетах у Михаила не имеется. И богатых спонсоров нет. Поэтому на каждую ретромашину для будущего музея приходилось наскребать рубли, что называется, «по сусекам», зачастую в ущерб семейному бюджету. Неоднократно случалось, что ради получения денег, необходимых для покупки какого-нибудь очередного автораритета, Красинец вынужден был браться за ремонт чужой «тачки», благо руки у него просто золотые!.. А на приобретение «Чайки» неугомонный энтузиаст потратил часть суммы, вырученной от продажи московской квартиры.
– Зато часть машин, которые находятся теперь здесь, в Черноусово, мне вообще даром досталась, – уточняет Красинец. – Некоторые автовладельцы, услышав про организацию музея, просто отдавали свои обветшалые или битые «Москвичи», «Победы».
Одна из статей дохода, «подкармливающих» хозяина черноусовской коллекции, – теле- и киносъемки. Среди четырехколесных ветеранов Красинца есть настоящие «звезды экрана». Например, «Победа»-вездеход и несколько «четыреста первых» «москвичат» снимались в знаменитой ленте режиссера А. Германа «Хрусталев, машину!». «Волга»-такси отметилась в «Старых песнях о главном-2»…
На «Мосфильме» и других наших киностудиях о собранной Михаилом колесной ретротехнике давно знают, и если для съемок очередной картины необходим какой-нибудь редкий экземпляр автомобиля советских лет, обращаются к коллекционеру за помощью.
Умелец буквально за считаные дни приводит в товарный вид требующийся киношникам автомобиль и сам доставляет его на съемочную площадку. Скажем, осенью 2001-го пришлось в спешном порядке «ставить на колеса» раритетный по нынешним временам милицейский «воронок» ГАЗ-69 – этот ветеран понадобился для эпизода в картине «Охотники за черепами». А грузовой ЗиЛ образца 1960-х годов пригодился на съемках некоторых эпизодов известного американского фильма об истории моряков с подводной лодки «К-19».
– Ради такого случая нужно было перегонять машину своим ходом из деревни в Москву. Конечно, талона о прохождении техосмотра у этого грузовика нет, и ехать на нем я вынужден был нелегально, однако повезло – ровным счетом одиннадцать постов ГИБДД по пути до места назначения миновал благополучно. А вот на обратном пути со съемочной площадки нарвался-таки на въедливого инспектора… и лишился водительских прав.
Еще в свой «московский период» Красинец неоднократно получал предложения от различных организаций и состоятельных граждан пристроить коллекцию под надежную крышу. В буквальном смысле этого слова – поставить уникальные автомобили в крытый ангар. Обещали дать денег на оборудование хорошей реставрационной мастерской, на покупку необходимых материалов, инструмента, оборудования… Однако все эти соблазнительные посулы коллекционер отверг категорически: «Уверен, что в один прекрасный день ангар окажется заперт на замок, а мне попросту велят убираться прочь, и таким образом я лишусь всех своих машин. Нет уж, лучше без «доброго дяденьки» обойтись, своими силами!»
Но этих самых «своих сил» энтузиасту явно не хватает. Практически все они уходят на то, чтобы хоть как-то защищать привезенные в деревню ретромашины от разрушительного действия дождя, снега и солнца (оно буквально «сжирает» старую пластмассу).
Кроме того, время от времени в черноусовскую глухомань добираются любители старой техники или случайные путешественники, которым радушный хозяин охотно демонстрирует свою коллекцию, не жалея времени на самые подробные объяснения.
Тем не менее в масштабности планов Красинцу не откажешь. Задумок у Михаила – не на один десяток лет вперед.
Соорудить крытую площадку для размещения раритетной техники, отреставрировать «выставочные образцы» автомобилей, воссоздать несохранившиеся модификации старых легковушек – фургончики, кабриолеты, спортивные машины… Есть даже идея устроить рядом с деревней специальную трассу для проведения гонок на старых «моторах»!
Все это он предполагает осуществить в будущем. А пока – сочно зеленеют поля вокруг, в речушке Угодь по соседству безмятежно плещутся самые настоящие бобры… И стоят на деревенском огороде две сотни ветшающих автомобилей.
Будет ли у многолетней удивительной эпопеи достойное продолжение?