На днях премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче Фонду Ельцина зданий на Малой Никитской, 12. Корреспонденты “МК” отправились по этому адресу...
У входа — табличка: “Охраняется государством. Конец XVIII — вторая половина XIX века”. Здесь расположена усадьба Бобринских, как определяют ее архитекторы, “один из наиболее цельных московских ансамблей в стиле классицизма”. Когда-то здесь гостил Пушкин (кстати, церковь, в которой он венчался с Натальей Гончаровой, — рядом, через дорогу). Внутри — просторные залы, росписи на потолках, во дворе — скульптуры...
В девяностые в особняке площадью 450 квадратных метров “квартировал” первый российский “глянец” — журнал “Элита”. Последние обитатели — Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия — переезжают. Наши источники в Федеральной службе сообщили, что здание на Малой Никитской их попросили освободить еще в конце 2006-го.
Мы связались с исполнительным директором Фонда Ельцина, Александром Дроздовым. По его словам, в комплексе зданий разместится архив фонда, ельцинская библиотека — книги самого Бориса Николаевича и рабочие материалы для исследователей, плюс кабинеты для людей, которые занимаются политической историей, и административные помещения.
СПРАВКА "МК"
Фонд Ельцина, возглавляемый Татьяной Юмашевой, был основан в 2000 году. Среди учредителей — Александр Волошин, Валентин Юмашев, Виктор Черномырдин. До последнего времени фонд располагался на Большой Полянке, 23.
Как нам рассказал г-н Дроздов, фонд реализует программы спортивного характера, дистанционного обучения детей-инвалидов, развития русского языка (включая литературные и переводческие премии), бесплатно рассылает книжные фонды по библиотекам... “Направление деятельности фонда после кончины Бориса Николаевича не изменится, — подчеркивает исполнительный директор. — Но может добавиться работа в отношении самого Ельцина, изучение истории девяностых через его фигуру, опыт. Готовится научная биография первого Президента, монографии по 1990-м годам”.
“Платить за помещения мы будем по стандартной арендной ставке. То, что нам предоставляют это помещение без конкурса, — уже большая льгота”, — подчеркивает Дроздов. “Ельцинцы” не ждут больше никаких поблажек от государства — говорят, были при основании фонда несколько пожертвований от частных корпораций, а дальше существовали на собственные деньги.
— Абсолютно незазорно использовать американскую модель, — говорит Александр Дроздов. — Там каждый президент получает, что называется, “президентскую библиотеку” — мемориал, вообще нечто закрепляющее его имя в истории. Это передача эстафетной палочки от одного президента к другому. Не надо излишеств, но в разумных масштабах необходимо показывать и самим себе, и белому свету, что свою историю мы принимаем целиком, без купюр, без цензуры...