“Вирсавия” Рембрандта, “Лукреция” Рубенса, “Венера” Кранаха — эти голые женщины покорили сердца миллионов и вот уже несколько столетий кряду заставляют восхищаться своей красотой.
“МК” провел исследование обнаженки самых известных полотен и выяснил: натурщица и ее героиня не имели ничего общего. И даже самые искушенные любители арта, восхищенно взирая на бесценные полотна с нагими героями мифологии, не догадываются — на самом деле они любуются телесами проституток, крестьянок, служанок...
На большом полотне полтора на два метра сын римского царя Тарквиний срывает покрывало с обнаженной скромницы, добропорядочной Лукреции. Это сюжет одной из самых известных картин в стиле ню “Тарквиний и Лукреция”, которая выставляется в ГМИИ им. Пушкина. А ее автор вошел в историю живописи как певец фламандской красоты. И когда произносят фразу “рубенсовская женщина”, каждый знает, о чем идет речь: пышное плотское неприкрытое тело.
— Многие думают, что великий Рубенс воспевал фламандский идеал красоты. Но только избранный круг специалистов знает: Рубенс любил натурщиц из Франции,— заявляет мне доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков.
Но и это еще не все. Оказывается, великого Рубенса невероятно вдохновляли… добросовестные труженицы местных борделей. Так что и роль “добродетельной патрицианки” Лукреции исполнила девушка не самых строгих правил. И надо отдать должное — сделала это блестяще. Ведь миллионы глаз пялятся на полотно и верят в ее неприступность и добродетельность...
Женщины задешево
— Конечно, для того, чтобы написать картину, где главные герои обнаженные, первым делом предстояло найти натурщицу, — рассказывает Садков. — И поиски эти велись порой весьма неожиданными путями.
Из разговора с профессионалом становится ясно следующее. Профессии натурщика официально не существовало вплоть до XIX столетия. Поэтому творцам изобразительного искусства и приходилось из штанов выпрыгивать, прежде чем найти подходящее тело (уж простите за каламбур).
Первый путь. Вперед, в бордель, без страха и упрека! А что еще прикажете делать, когда за окном консервативная эпоха, когда религия давит на все грани жизни общества? И какая уважающая себя девушка из знатной семьи согласится на столь сомнительную работу? На ее репутации тут же поставят жирный крест. Хорошо еще, если на улицу не выгонят. Вот именно от такой безвыходности бедные художники и топали в местные публичные дома.
Второй путь. Более целомудренный, но и более накладный. Оказывается, эталон красивого тела столетия принадлежал итальянцам. В среде художников точно знали: если позирует житель Апеннин, то над корректировкой обнаженных форм на холсте работать почти не придется.
Известно, что в XIX столетии в Европе при некоторых академиях существовали “биржи натурщиков”, где предлагали свои услуги барышни и молодые люди. На ступеньках здания академии художеств перед началом сезона собирались все потенциальные натурщицы и натурщики. Художники выходили к ним и выбирали, торговались, платили.
— Тогда, вы не поверите, целые итальянские деревни перебирались, например, в Мюнхен, где и трудились позерами. Мало того, подобным образом появлялись династии натурщиков, — просвещает Вадим Садков.
Третий путь. Собственный дом. Но не жену пользовали в прекрасных “живописных” целях, а служанку. Во-первых, она всегда под рукой и девушку можно просить позировать в любое время. А во-вторых, труд такой натурщицы не обязательно оплачивать.
Эротичный натюрморт
Если Италия с ее “биржей натурщиков” весьма либерально относилась к подобному виду заработка, то в Голландии — как раз наоборот. Интересный факт: в XVII веке художнику категорически запрещалось оставаться пусть даже на считаные минутки один на один с моделью. Работа проходила только коллективно. Почему? Да потому, что должны быть свидетели, — у мастера с обнаженной натурщицей исключительно рабочие, то есть целомудренные отношения.
— Мало кому известны детали личной жизни прославленного Рембрандта, которые напрямую связаны со служанкой Хендрикье Стоффельс, — рассказывает Вадим Садков.
И правда, это удивительная история. Мастер по уши влюбился в госпожу Стоффельс, он имел с ней весьма близкие отношения, и она же позировала ему. Он даже хотел жениться на Хендрикье, но, несмотря на то, что его первая супруга уже скончалась, не имел права сочетаться узами брака во второй раз. А все из-за брачного контракта — документ в свое время составили таким образом, что в случае второго брака Рембрандт теряет все состояние. И вот художник жил вместе со своей натурщицей тайно. А рано или поздно все тайное становится явным... В результате — негодующая протестанская община заставила девушку каяться в храме перед толпой народа во всех смертных грехах.
На поверку оказалось, что именно в истории Голландии меньше всего обнаженки в арте. Профессионалы утверждают: всему виной очень консервативный голландский протестантизм, который жестко пытался контролировать и искусство. Но хитрющие художники в поисках глотка свободы умудрялись вносить эротизм даже в натюрморт! Вот вам, к примеру, полотно, на котором сервирован стол, имеются и устрицы. А интрига в том, что именно морских тварей было принято подавать молодоженам в первую брачную ночь...
Раковая опухоль Вирсавии
Когда проходишь по залам музея и любуешься на пышнотелых нагих красавиц, даже в голову не приходит, что кто-то рассматривает их с чисто… медицинской точки зрения.
С классикой жанра ню “Вирсавией” Рембрандта связана история, леденящая кровь. Врач-онколог Дымарский провел настоящий анализ состояния здоровья натурщицы. И сделал открытие не только медицинского, но и искусствоведческого характера. Вот отрывок его медицинского исследования, который был опубликован в научной работе Заблоцкой, Лифаря “Постановка диагноза персонажам художественных произведений”:
“Грудь увеличена в объеме, сосок ее приподнят кверху, а кожа всего нижненаружного квадранта синюшна, уплотнена, спаяна с подлежащими тканями, в которых угадывается плотный инфильтрат. Обращает на себя внимание утолщение кожи и выбухание по передней подмышечной линии, соответствующей расположению подмышечных лимфатических узлов… Словом, у опытного онколога, рассматривающего картину, остается весьма обоснованное подозрение о наличии большой опухоли в молочной железе и увеличенных лимфатических узлах, характерных для ракового поражения”.
Дальше — больше! Доктор Дымарский утверждает, что на картине запечатлен облик не одной натурщицы, а двух. Сперва Рембрандт работал с Гертье Диркс, которая и была поражена по тем временам смертельной болезнью, а продолжал работу с Хендрикье. Именно ее лицо запечатлено на картине.
Несколько лет тему обнаженного тела в искусстве изучал отец советской сексологии Игорь Кон. Он утверждает, что эволюция “анатомической голизны” связана не с какими-нибудь высокими материями, а с... одеждой. Вот отрывок из его исследования.
“В средневековой Европе (...) одежда прикрывала большую часть тела. Но с XII до XV века верхняя часть (...) одежды постоянно укорачивалась, (...) обрисовывались и подчеркивались формы...”
— Сексуальность женщины на картинах связана с одеждой, — рассказывает Игорь Семенович. — Для того чтобы у зрителя возникало чувство эротизма, нижняя часть ее тела обязательно должна быть прикрыта. Именно тогда возникает неограниченный простор для фантазии...
— Игорь Семенович, когда мужчина долгое время любуется, то есть рисует обнаженную женщину, между ними могут возникнуть отношения...
— Так они и были у большинства. И никакие запреты и правила, как, например, в Голландии, здесь не действовали. Известны мастера, которые без интимной связи со своей моделью вообще работать не могли. Например, Роден, Рубенс, Рембрандт... Обнаженная натура во многих случаях связана с грехом.
От идеальной Евы до батильонской прачки
Но от темы медицины вернемся к теме эстетской. Как выяснилось, здесь немало заблуждений.
— И самое большое — свойственное большинству любителей живописи: в Средние века и эпоху Возрождения в моде тело тучное, ленное, — говорит Вадим Садков. — А в Новом времени — более стройное и подтянутое. На самом же деле это абсолютно не так.
Оказывается, моды на фигуру в те времена вообще не существовало. Выбор полного или стройного тела для картины зависел от личного пристрастия художников. Так какой же выбор они делали?
Идеал. Искусствоведы утверждают, что его пытались создать именно итальянцы — братья Караччи, Гвидо Рени. Мастера даже разрабатывали научные теории, в которых прописаны правила для писания голого тела. Но все же лучшим теоретиком в области обнаженки считали немца Альбрехта Дюррера. Перу художника принадлежат подробные трактаты по этой теме. В которых он прописывал, каким должно быть пропорциональное тело: дескать, чтобы голова помещалась три раза в теле и пять — в ногах... Собственной научной методикой Дюррер пользовался и сам. Его “Адам и Ева” — образец пропорций и грации. И, обратите внимание, в фигурах ни фунта лишнего веса...
Маньеризм. Образчик стиля Лукас Кранах. Его фигуры в стиле ню вытянутые, что видно невооруженным глазом. Самое известное произведение мастера, написанное в начале XVI века, — “Венера и Амур”. Вот его “Венеру” искусствоведы называют “роковой”, а тело — “тяжеловатым”. Но все равно Кранаху ох как далеко до рубенсовских пышных дам... Возможно, поэтому обнаженку Кранаха определяют как “рафинированную и аристократичную”. И это при том, что позировали ему еще те “аристократки”!
Кстати, обнаженка Кранаха содержит “предостерегающую мораль”. Что это значит? А вот что. Этот хитрец придумал отличный ход — с одной стороны, на весь белый свет демонстрирует голое тело, а с другой... Если очень близко подойти к полотну “Венера и Амур” (выставлена в Эрмитаже), то в углу можно разглядеть некую авторскую надпись на латыни. А переводится она так: “Бойся, бойся, ибо твоим сердцем может овладеть Венера”.
Интересный факт: к теме “Предостерегающая мораль” принадлежит полотно знаменитого Генриха Терборха “Отеческое наставление”. Сюжет: стоит скромная девушка в элегантном платье, напротив сидят пожилые люди. И только немногие знают: настоящее название полотна — “У сводни”. Девушка — проститутка, а престарелые господа — клиент и сводня. Вот так щепетильным темам пытались придать высокодуховный характер. Правда, кто же изменил название полотна, остается тайной.
Оказывается, профессионалы противопоставляют творчество Рубенса и Рембрандта. Рембрандт пытается совместить материю и духовность. Проще говоря, чтобы с полотна смотрела не просто красивая баба, а еще и одухотворенная.
— Не только обнаженная плоть... Тело излучает духовность, — рассказывает Вадим Анатольевич. — Задача сверхсложная.
И это ему удается в полотнах “Вирсавия” и “Женщина, выходящая из воды”. Ну а у Рубенса подобных, скажем так, высокодуховных задач не стояло...
Реализм. Яркие образчики — Дега и Ренуар. Их натуры тоже претендуют на идеал, правда, основанный не на мифологическом или аллегорическом сюжете. Дега использует женщин абсолютно “бытово”: они заняты утренним туалетом, купанием. Мастера упрекали, что его фигуры не всегда соответствуют “правильным” стандартам.
А “Олимпию” Эдуара Мане вообще обзывали батильонской прачкой. Современники посчитали: натурщицей была именно прачка, а художнику не удалось подняться над бытовщиной...
И совсем уж разрушают и затаптывают идеалы красивого женского тела Анри Матисс, Пабло Пикассо. Они ставят точку на собственно самой фигуре, для них главное — роль линии и цвета.
P.S. К XXI веку отношение к обнаженной натуре стало намного демократичнее. И то, что несколько столетий назад рассматривали под микроскопом, осуждали, запрещали, сегодня почитают за шедевры. И даже самые большие консерваторы — служители религии — восторгаются теми же пышными, плотскими телесами Рубенса.
— Религия к произведениям искусства адаптируется постепенно, — говорит отец Игорь Ковалевский из костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. — К тому же если сегодня смотреть на шедевры с обнаженной натурой, то вполне очевидно: порнографии там нет! Эротизм, но не порнография. И именно это отличие не оскорбляет чувства верующих. Главный критерий религии сегодня — не унижать человека. К этому и призываем...