Кремль продолжает масштабную операцию по подгонке законодательства под свои политические нужды. Сегодня Госдума примет во втором, решающем чтении закон, который под предлогом “борьбы с экстремизмом” превращает Уголовный кодекс в политическую дубинку. Игра пошла по-крупному: с Уголовным кодексом, как известно, шутки плохи…
О том, что такой закон нужно принять поскорее, сказал в своем Послании Федеральному собранию ВВП. Написанный в Администрации Президента закон к тому времени уже был внесен в Госдуму от имени группы на все готовых депутатов. Он предлагал увеличить сроки наказания за некоторые преступления (включая хулиганство), если преступления эти совершены по “экстремистским” мотивам. Ко второму чтению от планов увеличить сроки отказались. Но никаких иллюзий быть не должно: закон не смягчился, просто кремлевские юристы пошли другим путем.
В статье УК, где говорится об отягчающих вину обстоятельствах, появилось еще одно: “совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы”. То есть теперь экстремистом можно стать, совершив любое из перечисленных в УК преступлений, а экстремистам дорога на выборы у нас уже закрыта.
Обратите внимание на саму формулировку. Что такое “социальная группа”, вражда к которой признана экстремизмом? Расшифровки нет. На совещании в Госдуме главный советник Правового управления Президента РФ Валентин Михайлов признал, что споры юристов на сей счет не закончены. Понятно только, что речь идет о “больших группах людей”. Пенсионеры, участники войны, интеллигенты, мужья, коммунисты, олигархи, чиновники, ученые… Раз четкости в определениях нет — жди произвольных толкований. На вопрос: “Не будет ли закон использоваться для борьбы с социальным протестом?” — спикер Борис Грызлов отвечать вчера отказался. Сказал лишь: “Формулировки будут уточняться в зале заседаний”. Но законы, принесенные из Кремля, уточняются не в зале…
Но это далеко не все. Прослушивать телефонные разговоры следствие сможет и в тех случаях, если гражданин обвиняется в совершении не только тяжкого или особо тяжкого преступления, но и преступления средней тяжести (того же хулиганства). Конечно, и это — ради борьбы с экстремизмом, который надо пресекать “на начальной стадии”. Но депутат Геннадий Гудков, назвавший закон “советским атавизмом”, обращает внимание на следующее: “Прослушивать смогут всех подозреваемых и в экономических преступлениях средней тяжести, незаконной банковской и предпринимательской деятельности. Даже по подозрению в порубке леса в сговоре с лесником вас и ваших близких могут прослушивать”.
Серьезно увеличивается наказание за вовлечение несовершеннолетних в экстремистскую деятельность: это приравнено к вовлечению несовершеннолетних в совершение особо тяжкого преступления и будет караться тюрьмой на срок от 5 до 8 лет. Серьезно надо подумать политикам, выводящим молодежь на улицу.
Тем же законом в очередной раз перекраивается и Административный кодекс. В нем появится статья, наказывающая штрафом от 1 до 100 тысяч рублей “за массовое производство и распространение экстремистских материалов”. Кстати, если вы будете наказаны по этой статье — на выборы в течение года тоже не пустят...