Вчера Госдума приняла во втором чтении закон о Государственном кадастре недвижимости. Документ этот касается всех, у кого есть в собственности хоть клочок земли, квартира или дача. Или хотя бы надежда со временем что-нибудь из этого купить.
Намерения были, как всегда, благие: объединить все кадастры (описи) земель, вод, дорог с описями построек и квартир, держателем которых является БТИ, и создать единый Государственный кадастр. Когда закон принимался в 1-м чтении, “МК” писал о тех “засадах” для рядовых граждан, которые в нем спрятаны. Теперь мы спросили у председателя думского Комитета по законодательству Павла КРАШЕНИННИКОВА, удалось ли эти “засады” обезвредить…
— Текст закона переписан полностью, в нем удалось обнаружить лишь несколько строчек, оставшихся с 1-го чтения…
— Да, закон переработан и, я считаю, улучшен. Например, перечень сведений, которые должны вноситься в кадастровую опись объекта недвижимости, стал конкретным и закрытым (перечень не короток — 6 основных требований и 24 дополнительных. — “МК”). Мы прописали, сколько дней должна готовиться опись, какие документы потребуется представить.
— Многие беспокоились, что с принятием закона о создании кадастра всех, кто уже зарегистрировал землю или дом, заставят регистрироваться “по новой”…
— Все права нынешних собственников сохраняются, перерегистрация не потребуется, если ваш объект, извините за выражение, уже описан. Если вы захотите его продать или заложить — служба регистрации запросит сведения о нем в кадастре, и все. Сейчас же, чтобы проверить объект, нужно брать справки в БТИ отдельно, в кадастре отдельно…
— А если сведения в кадастр вносились до принятия вашего закона и теперь они считаются неполными?
— Тогда придется делать новую опись.
— И снова платить?
— Это проблема, связанная с владением собственностью. У кого нет ничего — и проблем нет. В любом случае вам придется ждать не двоих (одного из БТИ, другого из кадастра), а одного — кадастрового инженера, который обмерит и землю, и постройки или квартиру.
— А кто такие кадастровые инженеры? Тетечки из БТИ?
— Это должны быть люди обученные и сдавшие квалификационный экзамен. Если, как вы говорите, “тетечки из БТИ” смогут обмерять земли, мосты, дороги — что ж, пожалуйста…
— В конце концов станет ли процесс регистрации имущества и сделок с ним дешевле и легче?
— Я думаю, будет легче. И, надеюсь, что дешевле — все-таки все будет делать один инженер… С уверенностью можно сказать одно: ситуация не меняется в худшую сторону.
— Но хотелось бы изменений в лучшую сторону.
— Этот закон не обещает манны небесной, и у меня нет иллюзий, что сразу все наладится. Задача создания единого кадастра недвижимости очень сложная. Мы специально отодвинули срок введения закона в действие до 1 марта 2008 года, чтобы правительство успело подготовить все необходимые нормативные акты…
P.S. Те немногие депутаты, которые закон о кадастре прочитали, в кулуарах говорят: “Документ еще очень сырой и со множеством недостатков”. Но правительство настояло на его принятии в таком виде, потому что президент велел ускорить работу по созданию единого кадастра недвижимости. Все как обычно: в предотпускной горячке “не приходя в сознание” депутаты практически без обсуждения принимают сложные законы, а граждане потом спотыкаются о них годами, теряя деньги и нервы.