Деньги, как известно, дело наживное. Правда, наживаются они везде по-разному: в деревеньке Мудреновке — с одной скоростью, в столице нашей Родины — с другой. Самые лакомые заработки у нашего человека почему-то ассоциируются с заграницей. Ради иноземного Эльдорадо законопослушные россияне превращаются в нелегалов. Какие прибыли и убытки ожидают русских гастарбайтеров под чужим солнцем?
Кто последний за счастьем?
По идее, официальный путь трудоустройства за границей предполагает, что человек получает рабочую визу и со спокойной душой отправляется на заработки. К этому призывают и ФМС России, и МИД. Справедливо указывают на то, что в противном случае вы будете находиться на территории чужого государства нелегально, со всеми вытекающими отсюда неприятными и даже фатальными последствиями. Однако до сих пор гигантский поток наших соотечественников ищет лучшей жизни, используя в качестве “спасательных жилетов” турвизы. — Ну и какой работодатель будет вас сначала ждать, а потом тратиться на налоги, страховки? — предельно откровенно ответили мне в одном из агентств. — Да у них там очередь стоит из гастарбайтеров. Если не этот, так другой, все равно без работников не останутся. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что некоторых россиян ждать все же готовы. Естественно, в цене наши мозги. Ученые мужи, IT-специалисты, профессионалы высокого уровня, к примеру высококвалифицированные строители, имеют все шансы отправиться по рабочей визе. Повезло в этом плане и людям творческих профессий — артистам балета, цирка, танцевальным коллективам, певцам.
Плата за другую жизнь
Бухгалтерия заграничного трудового вояжа проста: ты сам все оплачиваешь. А если сулят противное, это чистой воды надувательство и где-то кроется угрожающий вашему будущему подвох. Вот одна из схем легального трудоустройства. Как раз в эти дни группа российских сварщиков готовится отправиться в Америку. Специализация у них действительно редкая, связанная с навыками работы на судостроительных верфях. Так что работодатель готов ждать, платить пошлины, хлопотать по оформлению документов. Однако в конечном итоге финансовое бремя все равно ляжет на самих элитных мастеров. Затратная часть работодателя, а также расходы российского агентства и его комиссионные будут суммированы. Пока по черновым подсчетам получается, что каждый сварщик должен изыскать в своем кошельке по 3300—3700 долларов. Кроме того, необходимо купить на свои средства билет к чужим пенатам. Взамен обещается зарплата от 15 долларов в час плюс сверхурочные. В месяц сварщик будет получать от 1800 до 3500 долларов. Жильем работяг обеспечат, а вот о питании придется позаботиться самостоятельно.
Работы строгого режима
Что же касается неквалифицированного труда, то здесь о золотых горах особенно мечтать не стоит. — Мы честно предупреждаем людей: от большинства вариантов трудоустройства за границей сверхдоходов ждать не стоит. Стремиться надо к тому, чтобы обнулить затраты на оформление документов, подтянуть язык и привезти домой багаж новых впечатлений, — говорит директор одного из московских агентств Виктор Одров. — Человек должен четко представлять, что ни фанфар, ни красных дорожек ему там не светит. И самое ценное, что человек выносит из этого предприятия: не деньги, а опыт, понимание того, как надо работать и сколько стоит твой труд, — солидарен с коллегой замдиректора другой столичной фирмы Владимир Осипов. Уклад жизни на Западе другой, и нянчиться с особенностями наемного работника никто не собирается. Вот один из типичных примеров. Два молодых человека устроились на работу в Англии. Рабочий день у них начинался в семь утра. И русская душа не выдержала британского режима. Когда ребята опоздали во второй раз, всего на каких-то пять минут, в месте им отказали. К разности менталитетов не мешало бы добавить разность экономических реалий. Любой, с нашей точки зрения, приличный заработок, особенно по провинциальным меркам, всегда надо соотносить с уровнем жизни в стране пребывания, с тратами на оформление документов и дорогу.
Сами с усами
Впрочем, человек может уехать на работу вполне легально, по контракту, но приключения себе все равно отыщет. Артисты иногда соблазняются большими деньгами, оставляют свой коллектив и рискуют очнуться от иллюзий в весьма злачных местах с туманными перспективами. Барышням кружат голову местные донжуаны. Покоряют яхтами у причалов и сладкими речами. А когда через неделю новая пассия приедается, мачо просто выставляет ее на улицу. — Мы просим клиентов: как только доберетесь до места, обязательно позвоните. Но обещание держит едва ли каждый десятый, — сетует менеджер одного из столичных агентств Виктория. Да что там агентство! Некоторые не считают нужным уведомить о своих трудовых гастролях даже близких людей. Так, один гастарбайтер затерялся где-то на португальских просторах. Его родные буквально затерроризировали фирму: — Верните нам мужа и сына! Найдите кормильца! Сотрудник агентства поехала на розыски. На той стройке, которую мужчине прочили в место работы, его и след простыл к тому времени. Но каким-то совершенно мистическим образом девушка наткнулась-таки на “кормильца”. Молодой человек сидел на одной из центральных площадей Лиссабона, у фонтана, перед мольбертом и томно закрывал глаза от набегающего вдохновения. На все вопросы и недоумения художник ответствовал: — Зачем мне тратить жизнь на кирпичи и цемент? Я вот тут портреты рисую, по 20—30 евро за штуку.
Сливки текут на Запад
Часто впервые пересекая рубежи родины, люди полны иллюзий. Они едут за лучшей жизнью. Но чуть ли не каждый третий близкого знакомства с западным раем не выдерживает и возвращается. Иногда — не прожив и месяца. Бывают и те, кто твердо решил для себя: обратного пути нет. В одном из столичных агентств приводят в пример историю своей клиентки. Она ехала в Португалию с щуплой дорожной сумкой и жгучим намерением зацепиться за другую жизнь. Ее первое место работы было на стройке: женщине полагалось убирать мусор на объектах. А уже через год желание и везение вделали свое дело: дама сумела открыть свой собственный ювелирный магазин. А вообще, по наблюдениям сотрудников московских агентств, интеллектуальный и образовательный уровень пакующих чемоданы россиян год от года становится все выше. — На днях мы устраивали на работу молодых людей из провинции. У них хорошее образование, английским-немецким владеют свободно, итальянский-испанский знают прилично. Штурмовать Москву они не хотят, делают ставки на нездешние перспективы. Конечно, им тоже первое время придется не в офисе сидеть, а довольствоваться сферой обслуживания. А ведь нередко у молодежи бзик в голове по этому поводу. Им кажется, что там их ждут какие-то эксклюзивные предложения. Даже если в багаже знаний — два-три слова на иностранном.
Национальная закалка — на экспорт
Выпивка — беда многих наших работников на экспорт. Так, одна барышня прямо в агентство за день до вылета явилась подшофе. Отправляли ее в Италию сиделкой. Сотрудники изумились: — Что же вы делаете? Вы так долго не продержитесь! На что женщина уверенно выдохнула: — Вам показалось! Я алкоголь на дух не переношу. Наивные и радушные итальянцы приняли ее как родную. В первый же вечер поехали все вместе в ресторан. Естественно, дамочка там себя и проявила во всю широту натуры. Кое-как танцующую и поющую гастарбайтершу затолкали в машину. Наутро в поисках ободряющих напитков сиделка умудрилась уронить с кровати бабушку, за которой ее, собственно, и нанимали приглядывать. С работы ее тут же выгнали. Потом она сменила еще 7—8 разных семей. Периодически звонила в агентство и жаловалась: — Почему это меня в ресторан не взяли? Все поехали, а я — нет. А ведь в прошлый раз пригласили. Где обитает женщина ныне, никому неизвестно. Родные хотят подавать в Интерпол, поскольку на связь она не выходит.
Как подступить к забугорью?
Ключевое словосочетание для любого, кто собирается отправиться на забугорные заработки, — это выбор агентства. Всегда обращайте внимание на лицензию. Поскольку в век научно-технического рывка бумаги можно любовно подделать, нелишне будет справиться о фирме в миграционной службе. Именно ФМС занимается лицензированием такого рода услуг. Там вам подскажут, зарегистрировано ли это агентство, не было ли с ним проблем? К слову, в каждой организации по трудоустройству за рубежом должно быть в обязательном порядке представлено трудовое законодательство тех стран, в которыми она сотрудничает. Причем с переводом на русский. Очень полезное чтиво. Многие из агентств приходят на рынок белыми и пушистыми. Но спустя год-другой смекают, что если работать честно, овчинка выделки не стоит. Часть разочарованных бизнесом меняет направление работы, другие уходят, напоследок громко хлопнув дверью. Были случаи, когда фирмы, прежде чем раствориться в неизвестности, вытягивали из подопечных деньги (якобы на оформление документов) и попутно продавали фальшивые визы. Иногда агентства заманивают доверчивых клиентов хорошими заработками. Поэтому все, что вам говорят, надо тщательно перепроверять. Найти информацию о той или иной стране сегодня несложно, включая стоимость услуг на рынке труда. Причем надо трезво смотреть на вещи: на иноземном трудовом десанте работодатели всячески пытаются выгадать и сэкономить.
Заложники доверчивости
Цивильный прием в российском агентстве тоже ни о чем не говорит. Бывало, когда обогретый российскими посредниками человек спускался с трапа самолета, а никаких партнеров фирмы в аэропорту не наблюдалось. Хуже всего, если телефоны, которыми запасся трудовой мигрант, тоже оказывались липовыми. Один из способов сделать человека “шелковым” — изъять его паспорт. Тогда он станет заложником ситуации. Можно, конечно, советовать, что не стоит вручать удостоверение личности малознакомым товарищам, и на все регистрации в полицию ходить самостоятельно. Но захотят отобрать — церемониться вряд ли станут. Так что о последствиях надо думать еще на берегу. Дельцы от мутного трудоустройства работают безо всяких лицензий. Как правило, они дают разовую строчную рекламу или сами выходят на будущих трудовых жертв — через случайные знакомства, через Интернет. Бывает, что такие конторы берут названия и даже лицензии “взаймы” у раскрученных на рынке агентств. — Как-то к нам приехала женщина из Нижнего Новгорода. Сказала, что очень заинтересована в сотрудничестве и готова подбирать артистов в нашу базу, — рассказывает одна из моих собеседниц. — Правда, новая помощница посетовала, что без копии нашей лицензии ситуация будет выглядеть как-то неубедительно. Через некоторое время мы узнали, что под прикрытием полученной копии дама развила бурную деятельность: самостоятельно стала организовывать переправку девушек через Украину в Португалию. А клиентам объясняла, что это делается якобы с подачи столичного агентства.
Ловкие котировки
— Когда вас уверяют, что рабочую визу вам оформят после приземления в другой стране, это обман. Такого не бывает, поскольку такие визы выдаются в консульствах на территории России, — объясняет директор артистического агентства Вера Лавровская. — Весь пакет документов выдается на руки еще в России. При заключении договора с иностранным работодателем в контракте должны быть оговорены все нюансы: от проживания и питания до скрупулезного перечисления должностных обязанностей. В этом громадье хитросплетений куда лучше разбираться вместе с опытным юристом. Впрочем, наш человек не лыком шит. И если рабочая виза находится вне досягаемости, значит, он пойдет к светлому будущему тропой нелегалов. В столичных агентствах эти тропы хорошо изучили и даже составили приблизительную градацию стран по признаку терпимости к работникам вне закона. В частности, с туристической визой бесполезно прорываться во Францию и в Германию. Поймают и депортируют. А работодатель, если и согласится на отношения с нелегалами, поплатится большим штрафом. А вот в Средиземноморье — Италия, Испания, Греция — к нелегалам относятся куда более лояльно. Даже если обнаружат, с большой долей вероятности посмотрят на такого работягу сквозь пальцы. Главное, чтобы остальные законы не нарушал. Искать работу заранее, тем более вакансии для людей без котирующейся квалификации, бессмысленно. Делается это по-другому. За день до вылета очередного гастарбайтера агентство созванивается со своими иностранными партнерами, и те немедленно начинают операцию под названием “Трудоустройство”. Несмотря на это, всегда есть большой риск, что авантюра с турвизой обернется для вас испытанием, когда вы останетесь в чужой стране один на один со своими сожалениями — без работы, крыши над головой и денег. Стоит ли оно того?
Прайс начинающего гастарбайтера Бармены, официантки 500—1200 долл. в мес. плюс чаевые Медперсонал От 8 долл. в час Обслуживающий персонал для гостиниц (восточное направление) Около 1000 долл. в мес. Уход за детьми и престарелыми, домработницы, няни, горничные 500—1000 долл. в мес. Артист цирка 50—80 долл. в день Сельхозработы, сбор урожая 25—70 евро в день Высококвалифицированные рабочие в сфере строительства 8—20 долл. в час Швея 500—700 долл. в мес.