Сегодня Госдума приняла во втором, решающем чтении закон, изменяющий правила отбывания наказания.
Присутствие в зале заседаний главы Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина наглядно демонстрировало: это ведомство заинтересовано в принятии документа.
Почему? Сейчас Уголовно-исполнительный кодекс требует, чтобы осужденный сидел по месту жительства или осуждения. Если там в колонии или тюрьме нет мест — можно отправить его в ближайшие регионы. В пояснительной записке к законопроекту говорилось: в Москве вообще нет исправительных учреждений, а в Московской области нет колоний всех видов режима, в результате приходится отправлять заключенных (26 тыс. человек ежегодно) в 7 сопредельных областей. А дальше проблема нарастает по цепочке. В Тверской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской областях все полно под завязку и негде сидеть уже местным преступникам. Их тоже приходится отправлять в другие регионы — “как правило, в пределах федерального округа”. Теперь властям можно будет не мучиться: не получается посадить по месту осуждения — поедет голубчик, куда скажут, хоть на другой конец страны.
Если бы этот закон действовал в 2005 году, ни у кого не возникло бы вопроса, почему же г-н Ходорковский, осужденный в Москве москвич, отправился “на отсидку” в Читинскую область, отделенную от Москвы аж двумя федеральными округами. Но закон принимается только сейчас…
Одновременно убирается невыполнимое и ненужное, по мнению авторов закона, требование направлять преступников-иностранцев и лиц без гражданства (сейчас таких 23 тыс.) в специально отведенные колонии. Будут сидеть вместе с россиянами — решили депутаты. “Оставшееся с советских времен правило держать иностранцев отдельно устарело, нигде в мире такого нет”, — считает автор законопроекта, депутат Сергей Абельцев. Возражения думских юристов, засомневавшихся в том, что иностранцам не удастся обеспечить право на переводчика и связь со своим консульством или посольством, были отметены. “У нас сидят граждане 58 стран и языков, и содержать в штате спецколонии переводчиков со всех этих языков невозможно”, — говорится в заключении думского Комитета по безопасности. А если переводчик кому-то потребуется — руководство любой колонии обязано будет его предоставить.
Депутаты поддержали и это нововведение, но вопросы кое у кого возникли. Алексей Митрофанов, например, предположил, что совместное сидение иностранцев и россиян может интенсифицировать обмен криминальным опытом, что не есть здорово.