По данным Федеральной службы по наркоконтролю, сегодня в России употребляют наркотики около 6 миллионов человек. Возраст, когда подростки впервые пробуют наркотики, снизился с 14 до 11 лет. Ежегодно от передозировок погибают до 70 тысяч россиян, в основном молодые люди...
Как защитить ребенка от наркотиков?
И что делать, если беда все-таки случилась?
В конце прошлого года по кафе, кинотеатрам, залам игровых автоматов Москвы оперативники провели профилактический рейд “Досуг”. В результате сотрудники обнаружили около 100 мест нелегального сбыта психоактивных веществ. 110 тинейджеров с признаками наркотического опьянения прямо с дискотек направили на медосвидетельствование.
— Молодежные ночные клубы и фаст-фуды чаще всего становятся точками сбыта наркотиков, — рассказывает начальник отдела информации и общественных связей столичного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Мария Луценко. — В клубах, где проходят транс-вечеринки, звучит “долбящая” музыка, которая располагает к употреблению психостимуляторов. Вдобавок сбытчикам легко затеряться в толпе... Маленьких детей наркодельцы иногда используют в качестве глотателей: заставляют ребенка проглотить капсулы с порошком, чтобы незаметно перевезти наркотики. Втягивание в наркоманию подростков происходит по принципу сетевого маркетинга: распробовать наркотик дают бесплатно, а захочешь еще — надо самому становиться продавцом или приводить друзей.
Главная угроза — сверстники
— Прямую угрозу для подростков представляют не профессиональные наркодилеры, а их же сверстники, подсевшие на иглу, — утверждает директор реабилитационного центра, врач-нарколог, психотерапевт Юрий Вяльба. — В течение 1—2 лет наркоман привлекает к потреблению в среднем 30(!) новых человек. Берут в первую очередь тех, кто рядом: “Я попробовал, и все нормально. Мне клево. А захочу — брошу в любой момент”. И подросток начинает сомневаться: “Приятель вроде учится, выглядит нормально, ему весело”. Происходит ломка запретов. 90% ребят вовлекают в наркоманию именно друзья.ИЗ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
“Потерпевший И. скончался вследствие передозировки кокаина... Отец — предприниматель, мать — домохозяйка. Окончил частную школу с отличием. Был добрым, общительным, легко поддавался чужому влиянию. Первый раз употребил наркотик на новогодней вечеринке друга В. На дне рождения своего друга М. 12 июня 2000 года употребил крупную дозу кокаина. Носился по комнатам, выкрикивал, что в нем кто-то живет, царапал себе грудь, руки. После сел на диван и успокоился. Спустя 10 минут стал реже дышать, побледнел носогубный треугольник… После приезда “скорой” пациент находился в состоянии клинической смерти... Врач констатировал смерть от сердечно-легочной недостаточности вследствие острой интоксикации”.
Шоковая терапия
В США в старших классах раз в неделю проводят специальные уроки, где тинейджерам разъясняют последствия алкоголизма и наркомании, устраивают встречи с бывшими наркоманами, водят в клиники, чтобы дети своими глазами увидели ломку. Результат — уже 15 лет уровень заболеваемости наркоманией в США практически не растет.Как могут защитить детей от наркотиков российские родители?
7—8-летнему ребенку, считает нарколог Юрий Вяльба, можно объяснить: “Ничего нельзя брать из рук чужих. Это опасно. Если друзья дают незнакомые угощения, таблетки, от них тоже надо отказаться”. Под видом “витаминки”, от которой “голова будет лучше соображать на контрольной” или “появятся силы перед физкультурой”, может скрываться таблетка экстази. Маленьким детям подойдут учебные комиксы или мультики о том, как предлагают наркотики, как болеют наркоманы... Расскажите ребенку: “Мафия зарабатывает миллиарды долларов, продавая наркотики, — они очень дорогие. Однако первый раз попробовать наркотики дают бесплатно”. Пусть ребенок вместе с вами порассуждает: чем объяснить такую “щедрость”?
Родителям 10—12-летних подростков Юрий Вяльба советует посмотреть и обсудить всей семьей документальный фильм о наркомании. Если есть возможность — сводить сына или дочь на экскурсию в наркобольницу, в реанимацию. Подобная “шоковая терапия” сильно воздействует на психику подростка, заставляет поверить в реальность боли, мучений наркомана. Кроме того, полезно прорепетировать дома с ребенком, как себя вести, если вдруг в компании приятели станут предлагать наркотик. Поясните: “Сказать сверстникам “нет” — не значит струсить, наоборот — ты уважаешь свое мнение”.
ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.
“Д. поступил в больницу с диагнозом “опиумная наркомания” II стадии, ломка, вирусный гепатит В и С. Мать — диспетчер такси. Отец — водитель. Рос и развивался нормально. По характеру был общительным, легко поддавался чужому влиянию. Учеба давалась легко, но в связи с началом употребления наркотиков запустил учебу и был отчислен из 9-го класса. Стал лживым, агрессивным. Отмечались случаи воровства. В клинику поступил после попытки повеситься. На фоне депрессии развился бред преследования. Больной прислушивался к голосам, приказывающим убить себя и родителей. Через месяц был выписан. Появилось желание жить, однако пациенту казалось, что “чего-то не хватает”. Д. поставили на психоневрологический учет. Длительное время не являлся к лечащему врачу, возобновил употребление опиатов”. Следствием явилось ухудшение психического состояния — и самоубийство...
Чем опасна марихуана
Углубляться в то, какие виды наркотиков бывают, как они действуют и уж тем более как их изготавливают, в беседах с детьми специалисты не рекомендуют. Президент Российского фонда “Нет алкоголизму и наркомании”, кандидат медицинских наук Олег ЗЫКОВ:— Другое дело — поделиться печальным опытом знакомого человека, своим личным опытом: “Я никогда не употреблял наркотики, но мне это не мешало получать удовольствие от жизни: я занимаюсь спортом, хожу в кино, у меня есть друзья, любимая работа…” Если подросток спросит о легких наркотиках, объясните: “Разные общества имеют свои особенности культуры. Нам употреблять подобные химические вещества противоестественно и, следовательно, вредно”.
Если подросток постоянно курит сигареты с марихуаной, то риск заболеть раком у него в 20 раз больше, чем у обычного курильщика. Кроме того, у тинейджера замедляется нормальный рост клеток мозга.
ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.
“Пациент Р. 18 лет поступил в больницу с диагнозом “острая интоксикация производными конопли”. Мать — замдиректора частной фирмы. Начал употреблять марихуану с 15 лет. Первый раз не понравилось, но по наставлению лучшего друга Н. попробовал снова. В 16 лет попробовал гашиш. Мать пациента отметила возросшую потребность сына в деньгах (объяснял ухаживанием за девушкой). Тогда же ухудшились память и внимание: Р. терял суть беседы, отвечал невпопад, у него был “стеклянный” взгляд. 1 сентября 1999 года, решив отметить с друзьями День знаний, Р. употребил вместе с ними гашиш. Затем встретил старого знакомого и употребил марихуану. Через два часа употребил коноплю. Почувствовал себя нехорошо, пошел домой... По словам больного, “пот катился градом, сердце безумно стучало, в ушах музыка перемежалась треском”… “Скорую” вызвала мать пациента, внезапно вернувшаяся с работы. Поставлен на наркологический учет по месту жительства”.
Если появились подозрения
Советует консультант отделения профилактики и реабилитации наркодиспансера Галина ГОНЧАРОВА:— Многие признаки начала наркозависимости совпадают с признаками переходного возраста: перепады в настроении, раздражительность, скрытность... Некоторые родители тут же покупают тесты на наркотики, заставляют сдать анализы. Для подростков это унизительный процесс. Если у вас есть какие-то подозрения, для начала сами сходите на консультацию к специалистам (бесплатная информационно-консультативная служба по проблемам наркомании в Москве работает по телефону 126-04-51).
КАК РАСПОЗНАТЬ НАРКОМАНА?
•Следы уколов (маленькие красные точки в районе локтевого сгиба, кистей рук). Но для первых опытов подростки чаще выбирают не внутривенное введение наркотиков, а марихуану и синтетические наркотики (не остается следов, боятся заразиться через шприц).
•Наличие шприцев, игл, закопченных ложек или посуды.
•Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.
•Синяки, порезы, ожоги в районе вен.
•Бледность, отечность, коричневый налет на языке.
•Снижение памяти.
Галина Гончарова: — Если вы уверены, что ребенок употребляет наркотики, не надо припирать его к стенке, заставлять во всем сознаться. Скажите все напрямую, приведя в доказательство три-четыре факта: “Я знаю, ты употребляешь наркотики. Бабушка сказала, что ты стал брать у нее деньги. Ты приходишь домой в три часа ночи. Я нашла шприц в ванной”. Постарайтесь отказаться от обвинений — подросток автоматически начинает защищаться. Говорите спокойно, но твердо. Изложите ребенку план ваших действий: “Ты серьезно болен. Силой вылечить тебя мы не сможем — ты должен сам этого захотеть. Есть бесплатные группы для тех, кто хочет избавиться от наркозависимости. Если считаешь, что готов, — вот пара адресов и телефон”. Не угрожайте. Страх может сработать на какой-то период, подросток затаится. Но потом наступит срыв.
Выздоровление начинается не с самого наркомана, а с его окружения, поскольку родственники могут неосознанно помогать или вредить лечению своим поведением. Специально для близких работают группы реабилитации. Важно, чтобы все в семье знали о случившейся беде: чтобы младшие дети не покрывали наркомана, а бабушки и дедушки не заблуждались, на какие цели внук просит деньги.
По данным ГУВД Москвы, в 2006 году на учете в наркологических учреждениях столицы с диагнозом “наркомания” состояло более 23 000 человек. При этом общее число наркоманов достигает 150—200 тысяч человек (1,5—2% населения Москвы). Более одного миллиона человек, в основном молодежь, хотя бы раз употребляли наркотики. Большинство больных — мужчины в возрасте 18—30 лет. Самое высокое число смертей от передозировки наркотиков на 100 тысяч населения отмечено в Северо-Восточном, Юго-Восточном и Южном округах Москвы.