Кому в нашей стране не грозит безработица, так это врачам-наркологам. Скажем, в столице они трудятся сутки напролет по 365 дней в году, а пациентов меньше не становится. Может ли бывший алкоголик принимать на грудь “по чуть-чуть” и во сколько выливается избавление от пагубного пристрастия, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.
Визит похметолога
Лишь на 5% выздоровление алкоголика зависит от действий врача, остальные 95% приходятся на долю его собственной веры в успех и страстного желания избавиться от пагубного пристрастия. Загонять пьянчужку в лечебницу при помощи кулаков, что, кстати, бывает не так уж редко, — занятие нервное и обреченное на неудачу изначально.
Зато если больной осознал свою проблему и готов вступить на тернистый путь трезвости, визит к врачу лучше не откладывать.
После общения с пациентом нарколог подбирает самую оптимальную методику лечения.
— Необходимо учитывать очень много факторов: состояние здоровья больного, его возраст, наследственность, пол, психотип, — объясняет руководитель отделения клинических исследований алкоголизма национального научного центра наркологии Владимир Альтшулер.
Непосредственно перед лечением нарколог обязан подробно объяснить алкоголику, что будет делать, какой препарат собирается ввести в организм и могут ли возникнуть побочные эффекты.
Считается, что если после кодирования и лечения человек не пьет хотя бы год, это великолепный результат! Так что врачи, сулящие 100%-ную гарантию и пожизненную завязку, мягко говоря, лукавят. Не больше чем рекламный трюк заверения докторов в том, что они могут освободить пациента от многолетней зависимости за один день.
— К нам периодически обращаются люди с жалобами на горе-докторов, — говорит администратор одной из частных клиник Илья. — Истории похожи друг на друга как братья-близнецы. Вызвали по объявлению нарколога. Он торопливо сделал больному капельницу, от расспросов родственников отмахнулся, быстро пересчитал деньги и стремительно удалился.
Врачи-похметологи — так их окрестили в народе — частенько работают без всяких лицензий на право деятельности. Клиентов привлекают заманчивыми обещаниями, ведь чем нереальнее перспективы, тем охотнее клюют на них алкоголики. К примеру, добрый дядя в белом халате уверяет смущенного пациента, что тот после завязки сможет по 50—100 граммов выпивать. Разве можно в трезвом уме отказаться от такого предложения?
— Горькая правда для больных алкоголизмом — и врачи об этом прекрасно знают — заключается в том, что пить им нельзя вообще. Приучить хроников к золотой середине невозможно, — говорит нарколог Рафаэль Баласанов.
Первая же стопка после развязки почти наверняка приведет алкоголика к глухому запою. И все придется начинать сначала.
Зомби среди нас
Один из самых популярных методов борьбы с алкоголизмом — кодирование. За достаточно умеренную сумму (2000—6000 руб.) доктора “нейтрализуют” вашего беспокойного домочадца на любой срок. Но московские алкоголики предпочитают уходить в завязку на 3—5 лет.
Быстро закодировать можно лишь тех пациентов, запой которых длился не больше двух недель.
— Если человек беспробудно пил несколько месяцев подряд, вернуть его за один-два дня к нормальному человеческому состоянию способен разве что волшебник, — объясняет Илья. — Проспиртованному сознанию любое психотерапевтическое воздействие что слону дробина. Сначала такого больного надо поместить в стационар, восстановить психику и физику, снять абстинентный синдром. В противном случае вы просто выкидываете деньги на ветер. Некоторые московские специалисты не гнушаются подрабатывать на чужом отчаянии и готовы “зашить” пациента, находящегося чуть ли не в похмельном бреду.
Иногда кодирование сравнивают с зомбированием. Но на самом деле в основе этой методики лежит психотерапевтическое внушение, вызывающее отвращение к спиртному, или же чувство страха. Все остальное — некая мистификация, рассчитанная на впечатлительность клиента и вариации на тему “не пей, Ваня, а то козленочком станешь”. Если же Ваня все-таки сорвался, не будет лишним сразу же извлечь “страшилки” из подсознания. В одних местах вам снимут код всего за 500 рублей, в других придется выложить 3 тысячи.
Методики кодирования — отнюдь не панацея, поскольку на причины пьянства никак не влияют. Часто алкоголики считают дни до того момента, когда им снова можно будет пуститься во все тяжкие. Один из пациентов был в завязке два года. А как только срок закончился, он без промедления стал наверстывать упущенное. Да с такой жадностью, что за один месяц выпил свою годовую (!) норму. А потом буквально приполз в больницу с мольбой:
— Спасите, доктор. Умираю!
Вырвался из ада? Помоги другому
В государственных наркологических больницах и диспансерах от недуга пьянства людей лечат до сих пор бесплатно. Правда, если человек готов встать на наркологический учет. Если же “почетное” занесение в “синие списки” энтузиазма у алкоголика не вызывает, то он может пролечиться анонимно. Но — за деньги. А вот в частных лечебницах ни о каком учете никто речь вести не будет. Здесь в целях привлечения клиентов соблюдается принцип полной конфиденциальности.
Очень важный момент, на который необходимо обратить особое внимание, — это период реабилитации.
— В государственных клиниках хорошие реабилитационные программы мешают сделать скромные финансовые возможности и маленький штат сотрудников, — говорит руководитель Фонда противодействия алкоголизму и наркомании Сергей Полятыкин. — По идее, в отделении реабилитации с 8 утра до 8 вечера должны работать психологи и психотерапевты. Пациентов нельзя оставлять без присмотра ни на минуту.
Как больные ни стараются, все разговоры почти сразу соскальзывают к обсуждению околоалкогольных тем. Вот и попробуй разрушить прежние стереотипы поведения в таких условиях.
Ладно бы завязавшие просто вспоминали о своих былых геройствах. Но пациенты умудряются проносить в стационар спиртное. А потом вместе с другими “выздоравливающими” в каком-нибудь больничном закутке оживленно поднимают стаканы за успех своего лечения.
К слову, легче всего алкоголики находят общий язык с теми сотрудниками клиник, кто сам в недавнем прошлом страдал от химической зависимости, но сумел освободиться.
— Это общение очень полезно, — считает психолог Татьяна. — Такие люди на своем личном примере доказывают, что вырваться из лап алкоголизма можно. Главное, только очень сильно захотеть.
Интеллигенты спиваются с горя
По словам психолога Дениса Автономова, у зависимых людей можно выделить три основные черты: они лживы, не хотят выздоравливать и стремятся манипулировать окружающими.
В качестве иллюстрации — история из жизни. Пару месяцев назад молодой человек по имени Николай “ушел” в открытое алкогольное плавание. Спустя 3 недели безуспешных розысков жена обнаружила не вязавшего лыка супруга на какой-то подмосковной даче, отбила от собутыльников и привезла домой. На следующее утро, отправляясь в магазин, заперла сердечного друга в квартире. На всякий случай. Но не учла, что Коля уже оклемался и очень хотел “поправить” здоровье. За два часа, пока ее не было, мужчина успел отчалить в новую автономку. Он просто вызвал бригаду МЧС:
— Ребята, выручайте, у меня жена рожает, а дверь заклинило. Не могу из квартиры выйти.
В изворотливости и находчивости многим алкоголикам явно не откажешь.
— Но в душе-то они очень нежные и ранимые, — убежден нарколог Михаил Захарович. — Иначе не прятались бы от действительности в иллюзорном мире хмеля.
Кстати, в последнее время наметилась новая тенденция: столичные пьяницы мигрируют из баров и кабаков в салоны игровых автоматов. Среди игроманов все чаще можно встретить завязавших алкоголиков. По словам психолога-консультанта Ольги Беляевой, таким людям по большому счету не важно, какая именно зависимость помогает убежать из реальности.
По наблюдениям ассистента врача-нарколога Сергея, пациенты-интеллектуалы — профессура, актеры — чаще впадают в зависимость под воздействием неблагоприятных обстоятельств. А люди рабочих профессий своим пагубным пристрастием обязаны, как правило, компаниям.
Нескромные аппетиты
Бороться с недугом можно, не тратя средств, в стенах государственных лечебниц или же, за деньги, — в частных клиниках и центрах. На дом врачи выезжают, как правило, бесплатно. Просто расходы на дорогу уже заложены в стоимость услуги. Чаще всего в домашних условиях врачам приходится купировать запои. Облегчение абстинентного синдрома обходится в среднем в 2,5—4 тысячи рублей. Если же доктору придется выехать за МКАД, тарифы подскакивают. Та же процедура за 50 км от Кольцевой автодороги будет стоить на 3—6 тысяч дороже.
Прервать запой и очистить организм от токсинов помогает капельница (2000—4500 рублей). В случае с запущенными пациентами двумя-тремя капельницами явно не обойдешься, да и стационара тоже не миновать.
Некоторые частные клиники в рекламных объявлениях занижают сумму той или иной услуги. Скажем, предлагают вывести из запойного состояния за 2000 рублей, тогда как на самом деле берут 2500 тысячи. Поэтому цены надо уточнять на берегу, еще до того, как вызов сделан.
Отчаянная надежда на чудо заставляет людей хвататься за любую соломинку. Однажды заплаканная женщина на приеме у психолога достала из сумочки аккуратно вырезанное из газеты объявление некоего знахаря: “Лечу наркоманию по фото без ведома клиента со 100%-ной гарантией”.
— Как вы думаете, поможет он моему сыну?
За свои “беспрецедентные” услуги спекулянт на чужих трагедиях просил всего-навсего... 3000 долларов!
У большинства других чародеев аппетиты куда скромнее. Всего за 14 тысяч рублей можно приобрести колдовское зелье, которое якобы навсегда отвратит пропойцу от горячительных соблазнов. За 500—1500 руб. “практикующие адепты” и “потомственные целители” диагностируют алкоголиков, а сеанс избавления стоит 2—3 тысячи. Впрочем, сколько магических сеансов “впарить” доверчивым клиентам, шоу-маги решают как раз на консультации. Так сказать, на сколько выглядите, столько и отдадите.
ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
Телефон доверия для подростков и молодежи по наркологии — 192-40-95.
Справочно-информационная служба по проблемам алкоголизма и наркомании — 126-04-51.
Всероссийское общество трезвости и здоровья — 241-41-33.
Содружество анонимных алкоголиков — 185-40-00.