К аэрографии российские водители до сих пор относятся весьма неоднозначно. Кто-то искренне не понимает, зачем ему портить машину всякими картинками. Другие считают, что лучшее — враг хорошего, и если можно “убить” серийность при помощи искусства, то почему бы не воспользоваться этим шансом? По самым скромным подсчетам, количество автомобилей-“личностей” в столице перевалило за пять тысяч. Но каждый день их полку все прибывает...
Битые художники
Художником по аэрографии в автоателье я успела проработать всего 33 минуты. Из них полчаса было потрачено на вводный теоретический курс, а оставшиеся три минуты я потратила на то, чтобы практически загубить работу своего наставника Артура.
Мне полагалось аккуратно раскрасить крыло дракона, но с непривычки рука предательски дрогнула. Этого чуткий аэрограф, требующий филигранной техники владения и ювелирной точности, мне не простил. В тот же миг белый иней покрыл коричневое туловище змеюки, а на красно-фиолетовом небе появилось не предусмотренное эскизом косматое облако.
Артур внутренне содрогнулся, но нашел-таки в себе мужество меня подбодрить. Мол, ничего особенного, у всех бывает. Он сам пока в подмастерьях. В свободное время до сих пор еще тренируется на битых машинах. На днях молодому человеку доверили исполнять второй по счету серьезный заказ. Автомобиль Артур разрисовывает под руководством более опытного художника.
— Образование здесь не так важно. Я вот, к примеру, из риэлторов переквалифицировался, — откровенничает собеседник. — Но вот чувство композиции, художественный вкус должны быть врожденными. Без способностей к рисованию сюда тоже лучше не приходить.
На то, чтобы научиться передавать при помощи аэрографа настроение и эмоции, требуются месяцы, а то и годы кропотливой работы. Со стороны кажется, что раскрасить “железного коня” можно за пару дней. На практике даже асы от аэрографии делают не больше 2—3 машин в месяц. Эта профессия не терпит суеты и спешки.
Кстати, когда мастеров величаешь художниками-аэрографами, они очень расстраиваются.
— Это все равно что говорить “художник-кисточка”, — вздыхает Игорь Козинов, руководитель Общества российских художников аэрографии. — Люди не понимают, что аэрограф — это инструмент, своего рода краскопульт. Сама же аэрография — не что иное, как способ нанесения изображения на поверхность без соприкосновения с ней.
Выход из лексического тупика неожиданно нашел арт-директор одного из объединений мастеров аэрографии Борис Кудряшов:
— А что, если вы будете называть нас аэрографиками? Емко, красиво и по существу!
Модная джинса
Тенденций в аэрографии ровно столько, сколько заказчиков. Каждый стремится выразить что-то свое, даже если это самое “свое” не блещет оригинальностью. Пожалуй, самый избитый сюжет — это семейство кошачьих. С нескрываемым удовольствием москвичи “берут к себе на борт” горделивых львов, осклабившихся тигров, коварных пантер и прочую мурлыкающую братию. Среди обитателей водной стихии на гребне популярности неизменно оказываются дельфины. Иногда всплывает на повестке дня акулья тема. Бывают очень трогательные заказы. Так, заботливый хозяин “поселил” на свою иномарку любимого пса Дозора.
Наряду с анималистикой к самым массовым направлениям относится пейзаж. А один из самых излюбленных образов — море, особенно грозовое, мятежное, встающее на дыбы. Случается, что вместо абстрактных ландшафтов люди желают запечатлеть конкретные, милые сердцу края и дали. Например, бразильские. Однажды щедрый муж подарил жене целый Рио-де-Жанейро на колесах. Художники с фотографической точностью воспроизвели на машине именно то место, где пара впервые встретилась.
Симпатично смотрятся на автомобилях мультяшные персонажи. После выхода на экраны “Ледникового периода” большим успехом пользовалась глазастая белка. Не забывают клиенты и про отечественную классику. Так, один вполне серьезный господин попросил изобразить крокодила из “Краденого солнца” в тот момент, когда хищная тварь пытается жадно заглотить светило. Через несколько месяцев поклонник Чуковского решил довести идею до логического завершения и на другой стороне автомобиля сделал рисунок того же недружелюбного пресмыкающегося, но уже с солнцем во чреве.
Возрастает интерес к рисункам в стиле биомеханики, техноарта и милитари.
Наверное, вполне справедливо утверждать, что по рисунку на машине многое можно сказать о ее владельце. Правда, модели авто накладывают свои ограничения. Каждой из них приличествует своя тематика.
— Для спортивного автомобиля лучше выбирать динамичные сюжеты. Сонные, медитирующие картинки с его характером не вяжутся, — уверен художник Борис Кудряшов. — А вот для джипа, спокойного и уверенного на дорогах, они вполне подойдут.
Элитные машины не обязательно раскрашивать целиком. Достаточно подчеркнуть какие-то детали. Один из модных вариантов — четырехколесный товарищ, стилизованный под кожу или под джинсу.
Газманов и пришельцы
В чем угодно можно заподозрить нашего человека, только не в отсутствии творческой фантазии. Пока американские мастера равнодушно шлепают на машины своих сограждан очередного орла или индейца, российские задумываются над судьбами цивилизаций, безудержно философствуют, противостоят инопланетному вторжению, иронизируют и запросто общаются с музой на “ты”. Одни названия работ дорогого стоят: “Воин галактики”, “Грезы Сальвадора”, “Цирроз печени”, “Черт за пулеметом”, “Сосуды мегаполиса”, “Рождение и закат цивилизации майя и ацтеков”, “Оргия пьяных тараканов”.
Один из самых нетривиальных заказов — работа художника Андрея Носова “Управление по борьбе с пришельцами”. По замыслу клиента, из багажника его машины должны выглядывать испуганные инопланетяне. С тревогой в глазах ждут они депортации на родину.
Вообще, межгалактические сюжеты очень привлекательны. В том числе и среди отечественных звезд. К своему 55-летнему юбилею из своей машины сделал космический броневик Олег Газманов. Марина Хлебникова превратила личный автомобиль в “беспилотный модуль”. Обе работы были сделаны в мастерской художника Ильнура Мансурова.
— Даже похожие мотивы можно аранжировать совершенно по-разному, — убежден Ильнур.
Заманчиво выглядит для клиентов не только фэнтези, но и тема загробного мира. Люди платят немалые деньги за то, чтобы на их авто “красовались” сцены адских мучений, обитатели сумрака и мистические символы.
— Просто клиенты не воспринимают эти рисунки всерьез, — говорит художница Мария Калинина. — Кого-то такие картины могут испугать, но смысловой нагрузки они, как правило, не несут. Зато привлекают особое внимание.
Хотя иногда мистика все же выстреливает. И не так, как хотелось бы. Машин клиент — водитель с 20-летним безаварийным стажем — решил, что индивидуальность его автомобилю придаст эффект “развороченного корпуса” и выглядывающих изнутри механизмов. Мужчина толком не успел порадоваться аэрографии, как в его “восьмерочку” въехала одна машина, потом другая. После того как в третий раз его “лошадка” нежно поцеловалась с грузовиком, заказчик решил дальше судьбу не испытывать. Подлатал “железо” и продал.
Как оскандалилась королева
У аспиранта МГУ Владимира — один из самых необычных автомобилей в столице.
— Периодически меня останавливают сотрудники ГАИ. Вместо документов требуют объяснений: что же такое нарисовано на моей машине, — смеется Володя.
Капот “Пежо” действительно напоминает шараду и даже несет в себе скрытую угрозу международным отношениям. Нарисована там ныне правящая английская королева Елизавета II. Пикантность в том, что рот монаршей особы застегнут на булавку.
— Родоначальники панк-рока — группа “Секс Пистолз” — в середине 70-х выпустили альбом, на обложке которого была изображена Елизавета с повязкой на глазах, — рассказывает Владимир. — Одна из песен этого альбома начиналась со слов “Боже, храни королеву”. Но ее смысл заключался в том, что у монархии нет будущего. Эскиз я сделал как раз на основе той обложки. А когда мы обсуждали его с художником Евгением Прокопенко, то решили немного похулиганить и застегнули Елизавете рот на булавку. Сложнее всего было найти официальный портрет королевы тех времен. Поиски заняли три дня.
Даром труд не пропал. Где бы ни появлялось авто Владимира, оно всегда оказывается в плотном кольце внимания. На днях “бунтарь” вышел из клуба и обомлел — возле его автомобиля толпилось человек двадцать. И все пытались заснять панк-роковый протест на фотоаппараты. В другой раз на пути Владимира встретились английские туристы. Забыв об экскурсии, они замерли от неожиданности. А потом, охая и ахая на англоязычный лад, стали активно выражать удивление. Впрочем, “удивление” — это слишком мягко сказано.
Кабанчики Коржакова
Аэрографиков в Москве больше сотни. Одни держатся на плаву не больше года — не выдерживают конкуренции, другие завоевывают имя, авторитет, и для того чтобы пристроить машину к ним в руки, приходится порой ждать по несколько месяцев.
Опытные мастера советуют выбирать художника, а не автоателье. Одна из самых ответственных стадий — утверждение эскиза.
Работа над эскизом может продолжаться сколь угодно долго. Профессиональный художник обычно тщательно прорисовывает изображение, вплоть до мельчайших деталей и бликов.
Воплощение аэрографических грез легко перебивает стоимость подержанного “жигуленка”. Да и хозяева иномарок не часто соглашаются расписать всю машину целиком — а это аж 15 деталей. В основном украшают от двух до шести элементов — двери, капот, багажник. Крышу игнорируют потому, что ее все равно не будет видно. А с бамперами слишком много мороки — они могут быстро сколоться.
Каждая деталь оценивается в 200—1500 долларов, в зависимости от того, насколько эпохальное полотно вы мечтаете увидеть на поверхности своей машины и какой величины художник взялся за аэрограф.
А вот некоторых VIP-клиентов материальный аспект ничуть не беспокоит. Борис Кудряшов в свое время расписывал машину Александру Коржакову, экс-главе Службы безопасности президента. В эскизные подробности Коржаков не вдавался. Набросал в общих чертах тему — чтоб с одной стороны машины был написан рассвет, а с другой — закат. И — дичь: кабанчики, уточки и прочая живность на фоне озерца и заповедных кущ. Объяснил, что на этом “Лэнд Ровере” ездит на охоту. На прощание добавил, что если понравится работа, оплатит. Коли не устроит — художник закрасит за свой счет. К счастью, охотничья версия Кудряшова совпала с видением клиента.
Аэрография — занятие увлекательное. Хотите в этом убедиться — приобретите инструмент и поэкспериментируйте на бумаге. Неплохой аэрограф можно купить за 3000—8000 рублей. Краска сгодится любая — акварель, тушь или же гуашь. Понравилось гоняться за легкокрылыми образами, отправляйтесь на курсы. Длятся они в разных местах 3—10 дней и стоят 12—20 тысяч рублей. После такого экстерната вы сможете раскрасить не только машину, но и дом, холодильник, мобильник и любимую тещу в придачу. Правда, не факт, что окружающие признают эти росписи шедевральными.
кстати
Тюремная роспись
Отцовскую любовь решетки на окне не остановят. Это на личном примере доказал один из москвичей. Накануне первого сентября он обратился к художникам с чудесной идеей — подарить любимой дочурке-первокласснице машину, “усыпанную” разными мультяшными персонажами. Составил список тех героев, которые нравились девочке. Автомобиль получился настолько красивым, что, случайно попав на глаза телевизионщикам, вызвал неподдельный интерес. Корреспондент кое-как убедил владельца “игрушки” дать небольшое интервью. Мужчина согласился и очень настаивал, чтобы ни его имя, ни его лицо в кадре не светились. Однако в сюжете все произошло с точностью до наоборот. Развязка истории получилась трагикомичной. Выяснилось, что заботливый папаша как раз в то самое время, когда раздавал интервью, формально сидел... в одном из московских СИЗО. Неведомым способом ему удалось купить на несколько дней свободу. Специально для того, чтобы по всей форме проводить дочку в школу и сделать ей шикарный презент.
На сколько потянет аэрография
Предварительные эскизы, дизайн-проекты - 1500—10500 руб.
Роспись одной детали - 6000—45000 рублей.
Роспись всей машины - Может превышать 30000 долл.
Аэрограф 1500—10000 руб.
Мобильные телефоны - От 1500 руб.
Ноутбуки, системные блоки - От 7000 руб.
Мотошлемы - От 8000 руб.
Мотоциклы - От 9000 руб. (бак); от 27000 (целиком)
Сноуборды, водные лыжи - От 12000 руб.
Роспись интерьеров - От 5000 руб. за кв.м.
Частные самолеты - От 10000 долл.
Яхты - От 20000 долл.