ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ ЛЕВ ЯША

Кто он — Джейкоб Лекхето из Соуэто?

тестовый баннер под заглавное изображение

Если судьба когда-нибудь занесет вас в южноафриканский городок Соуэто, расположенный к юго-востоку от Йоханнесбурга, не поленитесь, зайдите на стадион местной футбольной команды. Там вы поймете, почему самым популярным человеком в Соуэто является не мэр города, как в большинстве мегаполисов ЮАР, а защитник московского “Локомотива” Джейкоб Лекхето.

Сказать, что 28-летний легионер “Локо” кумир всех соуэтских мальчишек, помешанных на футболе, значит не сказать ничего. Майки с фамилией Lekheto исчезают с прилавков спортивных магазинов так же быстро, как утренние газеты в дни матчей сборной ЮАР. Хотя Лекхето не является основным игроком “Бафана-Бафана”, жители Соуэто испытывают гордость уже от одной мысли, что их земляк регулярно призывается под знамена национальной команды. Вы не представляете, как они радовались, когда главный тренер сборной ЮАР Джомо Соно в последний момент включил Лекхето в заявку на ЧМ-2002 вместо получившего травму Мэтью Бута. Весь город не спал всю ночь, отмечая это событие.

Наверное, вам также будет интересно узнать, что один из лучших легионеров российской Премьер-лиги принадлежит к народу тсвана, который населяет Ботсвану и примыкающие к границе этой страны районы ЮАР. В школе Лекхето учился на языке сото, который несколько отличается от языка тсвана. Не вдаваясь в фонетические тонкости, скажу лишь, что большинство звуков в сото в отличие от тсвана сопровождается цоканьем языка.

Впрочем, Лекхето использует родной диалект крайне редко — только во время отпуска, который он всегда проводит дома. С женой Буси — швеей по профессии, дочерью Лерато, а также с партнерами по сборной и “Локо” Лекхето общается по-английски. При этом запаса русских слов после двух лет жизни в России ему уже хватает, чтобы в общих чертах понять установку Юрия Семина.

Бобо или Яша?

— Бобо делает большие успехи в изучении русского языка, и меня как главного тренера это не может не радовать, — говорит Семин. — Хоть и принято считать, что язык футбола универсален, но любой тренер будет только рад, если его общение с игроком будет строиться не через переводчика, а напрямую. В этом смысле работать с Лекхето очень легко.

Обратили внимание, как Семин назвал легионера? Бобо — это не прозвище, а часть полного имени, которое звучит так: Джейкоб Бобо Лекхето.

— Родители нарекли меня Бобо в честь деда, — рассказывает южноафриканец. — Так ко мне обращаются дома. А в России иногда зовут Яшей.

В “Локомотив” Яша попал благодаря Виктору Бондаренко, под руководством которого играл пять месяцев в южноафриканском клубе “Морока Своллоуз”. Бондаренко порекомендовал его Юрию Семину зимой 2001 года, и вскоре главному тренеру “Локо” представилась возможность посмотреть Лекхето в деле. Это произошло в Испании, где “железнодорожники” проводили один из предсезонных сборов, а Лекхето в составе второй сборной ЮАР принимал участие в коммерческом турнире. Семину хватило одного матча, чтобы понять: этот защитник — находка для его команды.

А еще Лекхето оказался находкой для болельщиков “Локомотива”, которые сразу прониклись симпатией к этому скромному и общительному парню. На поле, как любой африканец, Лекхето иногда совершает экстравагантные поступки. Так, в прошлогоднем финале Кубка, забив послематчевые пенальти, Бобо дважды брыкнул ногой в сторону ворот “Анжи”.

— Каков смысл этого номера? — первым делом поинтересовались у него журналисты после того, как Лекхето глотнул шампанского из хрустальной чаши.

— Что-то вроде “смотрите, мяч там, в воротах”, — последовал ответ. — В ЮАР принято праздновать не только голы, но и результативные передачи. По понедельникам во время обзора матчей, состоявшихся в выходные, даже определяют, чей номер был интереснее.

— До матча мы можем танцевать, после финального свистка — петь, — продолжает Лекхето. — Вам никогда не понять этого. Даже если проиграли, мы поем, чтобы вернуть уверенность в своих силах. Таков менталитет южноафриканцев. Я хотел бы научить партнеров по “Локомотиву” такому же восприятию мира. Увы, они другие.

Впрочем, и Лекхето не заставишь делать то, что противоречит его взглядам на жизнь. Не секрет, что многие клубы ЮАР используют обряд “мути” — элементы колдовства. Например, окуривают раздевалку, устраивают обряд омовения. Так вот, четыре года назад Лекхето и еще двое его партнеров отказались сделать ритуальные насечки в разных местах на теле. За это их вывели из состава на несколько матчей, а Лекхето как главного бунтаря даже отправили в “ссылку” — играть в пляжный футбол в Бразилию!

Лекхето не скрывает, что в какой-то момент он устал бороться с национальными предрассудками и стал поглядывать в сторону старушки Европы. И тут как нельзя кстати подоспело предложение “Локомотива”.

Поцелуй Семина

— Родные отговаривали меня от поездки в Россию, рассказывали всякие ужасы про русскую зиму и русскую мафию, — вспоминает Лекхето. — Но Бондаренко, которого я очень уважаю и считаю одним из лучших тренеров, когда-либо работавших в моей стране, сказал: “Езжай и ничего не бойся”. Сейчас, два года спустя, могу честно сказать: я благодарен судьбе за то, что она забросила меня в “Локомотив”. В этой команде я стал обладателем Кубка России — это пока мой самый весомый трофей в карьере. Надеюсь, скоро к нему добавится золотая медаль чемпиона.

Это была бы достойная компенсация за все те беды, которые обрушились на Лекхето в начале сезона. Началось все с того, что незадолго до январского Кубка Африки он лишился места в сборной ЮАР — сказались последствия старой травмы. По этой причине оказалась скомканной вся предсезонная подготовка в “Локомотиве”. В полную силу Лекхето смог работать лишь на последнем сборе. Но даже за это короткое время успел убедить Семина, что он сильнее всех на своей позиции. А потом был матч первого тура против “Алании”, который вице-чемпионы России выиграли со счетом 1:0. Угадайте, кто забил единственный гол?

— Никогда не забуду, как в раздевалке после финального свистка коуч чмокнул меня в щеку и сказал: “С победой, Бобо!” Вот ради таких мгновений мы и живем на этой бренной земле, — с улыбкой вспоминает Лекхето.

И по старой привычке цокает языком.

Недавно Бобо пообещал, что, если “Локомотив” станет чемпионом, он залезет на крышу клубной базы без всяких подручных средств. А говорят, что самые большие авантюристы в мире — это русские...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру