Вчера со своей версией событий выступил глава ГУБОПа генерал-лейтенант Александр Овчинников. По его словам, сразу после похищения Кукуры в МВД был сформирован оперативный штаб, в состав которого вошли сотрудники центрального аппарата министерства и ГУВД Московской области.
Неслыханных преступлений не бывает, говаривал сыщик всех времен и народов Глеб Жеглов. И добавлял: где-то когда-то с кем-то такое уже было. Именно этим принципом и руководствовалось милицейское начальство, разрабатывая стратегию поиска похитителей Сергея Кукуры. Опера подняли архивы, прошерстили всех граждан, когда-либо привлекавшихся по статье “похищение человека”, и в результате выстроилась вполне грамотная версия: если преступление действительно было совершено с целью получения выкупа, то скорее всего это дело рук давно известных в милицейских кругах граждан, можно сказать, асов похитительского дела.
Совместно со службой безопасности “Лукойла” был организован и осуществлен комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в результате которых похитители были вынуждены освободить Кукуру без получения выкупа.
А затем были выявлены несколько аналогичных преступлений против бизнесменов, которые обращались в милицию с заявлениями о похищении. (Возникает вопрос: откуда же тогда об этих похищениях узнали? Да к тому же с деталями, которые помогли провести параллель с Кукурой и сделать вывод об аналогичности преступлений и одном почерке бандитов.)
Банда Ветлугаева
В августе 2000 года с дачи в поселке Кратово похищен московский коммерсант (“МК” писал об этой истории в июне прошлого года). Похитители представились сотрудниками налоговой полиции. Требовали 500 тыс. долл. через Bank of New York на расчетный счет в прибалтийском банке. Держали похищенного в частном доме в поселке Удельное. Бандиты связали коммерсанта, а на глаза ему надели специально для этого случая купленные водолазные очки, стекла которых злодеи заклеили так, чтобы бизнесмен ничего не видел. Охранники, вооруженные браунингом, кормили несчастного дешевой китайской лапшой, а сами на досуге изучали английский язык.
Его жена обратилась за помощью, и оперативники через два месяца задержали троих вымогателей на месте — украинцев Игоря Юрченко, Сергея Ременникова и Александра Сомонова, а трое, в том числе Александр Ветлугаев и Сергей Мельчаковский, — сбежали. Мельчаковский перескочил через три забора, оставил в руках у рубоповцев куртку, вывернулся и ушел.
Еще один бандит — Владимир Сомонов-младший — был позже задержан в Курске и дал признательные показания.
Задержанных осудили, а сбежавших объявили в международный розыск.
В отношении лидера группы Ветлугаева и рядовых членов банды возбудили уголовное дело за организацию преступного сообщества, похищение человека и вымогательство. Была доказана причастность банды к другим похищениям с использованием автоматического оружия, камуфляжа и масок.
Ветлугаев со товарищи начал с того, что “бомбил” дальнобойщиков. А на более выгодный “бизнес” его направил ныне покойный вор в законе Павел Захаров (Цируль). Они занимались заказными убийствами, а после смерти наставника ограничились похищениями. Всегда выдавали себя за бойцов спецподразделений.
Так они похитили при паспортном досмотре сотрудника ГТК, потребовав 145 тыс. долл., и получили их опять же через Bank of New York на счет в Армении. Кроме того, бандиты не ограничивались территорией России: на их счету два разбоя во Вьетнаме.
Они обычно использовали во время нападений форму сотрудников милиции и всегда требовали за освобождение заложника крупную сумму денег. Однажды им, например, удалось по безналичному расчету заполучить 600 тыс. долл. Как правило, после уплаты выкупа пленников они отпускали восвояси живыми-здоровыми.
Сейчас в розыске, в том числе и за похищение Сергея Кукуры, трое.
34-летний украинец Александр Ветлугаев (он же Борисенко, он же Балашов), уроженец Донецкой области, бывший политрук строительной воинской части, владеет восточными единоборствами. В свое время он числился гендиректором ЧОП “Аспид-Х”, который бандиты создали для легализации деятельности. Самостоятельно несколько лет изучал литературу по вопросам оперативной и следственной деятельности, пособия по тактике диверсионных и террористических групп.
36-летний Сергей Мельчаковский, по кличке Мелкий, — тоже с Украины, из Запорожской области, был осужден на 5 лет, вышел на свободу в 1998 году. Он выполнял в организации роль наводчика.
44-летний Гагик Бгдоян — бывший заместитель директора НИИ связи г. Еревана.
К тому же всех троих подозревают в совершении убийств.
Тем временем и.о. прокурора Московской области Александр Митусов заявил, что “следствием по делу о похищении Сергея Кукуры обвинения никому пока не предъявлены. Поскольку нет обвиняемых, соответственно, никто пока не объявлен в розыск”.
Наиболее вероятной версией похищения Митусов по-прежнему называет выкуп.
Кукуру возили на родину
Есть одна очень интересная особенность во всех новых подробностях в деле похищения Кукуры. Все новости первой узнает газета “Известия”. Может быть, потому, что среди ее основных владельцев значится “Лукойл”? Вот и в понедельник вечером через дружественное компании издание стали известны подробности плена Кукуры. Оказывается, его прятали в заброшенной белорусской деревне. А первые полтора дня после захвата держали в Подмосковье.
Вот тут-то и появляются первые разногласия. По первым сообщениям Кукура утверждал, что его не вывозили за пределы Московской области и держали все время в каких-то подвалах, постоянно меняя места дислокации. Конечно, можно все списать на применение “сыворотки правды”, которая на время отбила пленнику память. Или его воспоминания умело направили в правильное русло уже после возвращения...
Теперь Кукура говорит, что его вывезли под Брянск после того, как записали на видеопленку обращение с просьбой выплатить 3 млн. долларов и 3 млн. евро. А там держали в подвале бревенчатого сруба. Причем никаких заминок на границе не было. Это говорит о том, что похитители наверняка принадлежат к спецслужбам. Однако, по словам Геннадия Дейнеко, никого из сотрудников милиции (как и других правоохранительных органов) пока не подозревают в пособничестве преступникам. Впрочем, эта версия — причастности к преступлению действующих сотрудников спецслужб — еще проверяется, исключать пока ничего нельзя.
В день освобождения его, предварительно надев на голову мешок (до этого он говорил, что мешок с него снимали только во время еды или видеозаписи), посадили в машину, везли два часа и высадили на проселочной дороге. Ему дали 50 долларов и 1000 рублей и отпустили на все четыре стороны, велев добираться в Москву самому и не обращаться в милицию.
По привычке, в электричке...
Кукура, видимо, проникшись уважением или чем-то еще к своим похитителям, полностью выполнил их указания. Он добрался пешком до деревни Сеща, неподалеку от границы с Белоруссией, где сел на электричку, вышел на какой-то станции и взял такси.
Странно, что на него никто не обратил внимания на станции. Да и водитель согласился отвезти Кукуру в Москву за 100 долларов. Где бы найти такого водителя! Да и откуда у похищенного взялись сто долларов? Бандиты не обшарили карманы и не нашли заначку?..
Но гораздо больший вопрос у нас вызывает временной фактор. Как он успел с утра, при этом часть пути проделав пешком, добраться так быстро до Москвы? Ведь в начале третьего Кукура уже дошел до своего дачного поселка.
Дальше опять возникают вопросы. Таксист почему-то привез Сергея Кукуру не в поселок “Лукойла” во Внукове, а на другую дачу вице-президента — в Голицыно. Это что, осторожность или последствия психотропных средств?
Далее Кукура якобы попросил коменданта дачного кооператива довезти его до поселка “Лукойла”. Но по всем ранним сообщениям его буквально вытолкнули из машины в 300 метрах от ворот. Комендант на что-то обиделся? Или все же все было не совсем так, как нам сейчас рассказывают? Сплошные вопросы. И все больше возникает сомнение, что кто-нибудь на них ответит.
Кстати, про то, как попала к “Лукойлу” вторая видеокассета, теперь никто не вспоминает. А это тоже очень интересно. Ведь первую нашли в Подмосковье, на Анкудиновском кладбище, неподалеку от поселка “Лукойла”. Она лежала на могиле вице-президента “Лукойла” Виталия Шмидта, умершего при весьма загадочных обстоятельствах пять лет назад. Кстати, тогда же возникла версия о похищении Кукуры близкими к Шмидту людьми, пытавшимися получить от “Лукойла” отступные. Либо кем-то, кто решил сыграть на этом скандале. В “Лукойле” же отрицают связь похищения Кукуры с гибелью Шмидта.
В любом случае послание на могиле погибшего руководителя “Лукойла” выглядело зловеще-роковым.
“Мы спросим их, когда поймаем...”
Почему Кукуру отпустили без выкупа?
На этот вопрос ответил начальник ГУБОП СКМ МВД РФ Александр Овчинников. По его словам, преступников поставили в такие условия, что они сами были вынуждены отказаться от выкупа. Кстати, немалую помощь в этом оказала и наша газета. Овчинников поблагодарил “МК” за то, что мы не поленились и посчитали, сколько будет весить выкуп (3 млн. долл. и 3 млн. евро), если его, как просили похитители, выдадут в мелких купюрах. Это примерно 3,6 тонны. Кроме того, преступники знали, что номера купюр переписаны (этим занимались сами сотрудники “Лукойла”, за что Александр Овчинников выразил им благодарность). Так что выхода у гангстеров не было, как только мирно распрощаться со своим пленником.
Почему же Кукуру не убили? Ведь так было бы надежнее.
“Этот вопрос, — заявил Овчинников, — мы обязательно зададим преступникам, когда их поймаем”. Скорее же всего похитителям просто нечего опасаться. Лиц их Сергей Кукура не видел. МВД РФ уже обратилось официально в МВД Украины и МВД Армении с просьбой активизировать на своих территориях розыск предполагаемых похитителей первого вице-президента компании “Лукойл”.
Найдите крайнего
Что же мы имеем в итоге?
Множество новых загадок. Основными остаются:
версия выкупа криминальной группой (на этом прежде всего настаивает следствие);
бытовая версия (но нам ничего не известно о возможных причинах семейного скандала);
“глобальная” (не исключено, что преступление явилось решением каких-то проблем на международном уровне, поскольку интерес к этой корпорации проявляют во всем мире);
внутренние разборки внутри “Лукойла”. На этой версии настаивают многие СМИ, приводя многочисленные примеры внутренних разборок и клановых построений внутри компании;
экономическая версия — акция конкурентов компании или бывших партнеров. Наши источники упоминают странное передвижение акций Мурманского пароходства, которое было замечено за время плена Кукуры. Наши эксперты не исключают, что именно эти акции стали откупным за вице-президента компании.
И наконец, совмещение первой версии с двумя последними. Бандитов (если они действительно имели отношение к похищению) могли попросту нанять для этой операции и использовать втемную. Да и не могли они знать распорядок передвижения Кукуры, который к тому же сменился за несколько дней до похищения.
Доказать их участие в преступлении в случае поимки будет довольно сложно — ведь Кукура не видел лиц злодеев.
Но скорее всего через некоторое время нам просто предъявят трупы “похитителей”, которые уже никому и ничего не расскажут.
На войне как на войне.