ОСТОРОЖНЫЙ СЕКС — ШИК “ДЭНДИ”
Золотая молодежь бросает вызов поп-культуре
Герои фильма — богатые девочки и мальчики середины 60-х. Во Франции это время застоя, сопоставимое с нашими 70-ми: об одном мае 68-го снято больше, чем обо всем предыдущем десятилетии. Наверное, потому теперь дореволюционное время идеально подходит для ностальгии: никакого попсового мусора, плакатов с цитатами из Мао и Маркса, никакого рваного монтажа и хиппизма. По фильмам Годара мы привыкли судить, что вся молодежь жила предвосхищением революции. В “Дэнди” нет никаких предчувствий того, что вскоре жизнь резко изменится. Все размеренно, неторопливо, предрешенно. Остается только совершенствовать личный гардероб и совершать осторожные вылазки в мир секса. Осторожные, потому что глупо начинать карьеру светских львов с тинейджерских привязанностей. Но не влюбиться им очень трудно, и потому они так старательно пытаются уверовать в цинизм как в нечто романтическое. Их настроение и мысли проявляются не столько в разговорах, сколько в жестах и внешнем виде. Во всех их попытках выглядеть шикарно проглядывает какая-то гиперсексуальная робость. Кажется, режиссер сознательно наградил их богатством, чтобы избавить от надменности. Кстати, режиссер сам по себе — примечательная личность. Франсуа Армане 20 лет проработал в газете “Либерасьон”, дослужившись до поста шеф-редактора. На режиссерский дебют он решился только сейчас, в 50 лет. Степень доктора социологии помогла ему очень точно выбрать необходимое время, а также избежать привычных штампов при его воссоздании.
Как герои равнодушны к Марксу и Кастанеде, так же далеки они от плебейского рока и высокомерного джаза. На звуковой дорожке фильма классический ритм-энд-блюз сменяется крепко и несправедливо забытыми французскими шлягерами. Здесь целуются под Арету Франклин. А чего стоит появление песни Дютронка — Жак Дютронк мелькал в фильмах Жулавского, почти одновременно с Тимом Ротом он сыграл Ван Гога. Пожалуй, лучшей музыкальной параллелью к фильму “Дэнди” служит альбом “Moon Safari” группы “Air”. Он тоже при всей попсовости сразу дает почувствовать внутренний аристократизм: никакого позерства или снобизма, а впавшая в легкую задумчивость красота — ни теплая, ни холодная, ни вечная, ни мимолетная.
Быть молодым в середине 60-х и при этом игнорировать битлов. Сейчас это кажется чем-то нереальным. У нас сложилась символика 60-х. Лето любви, дети цветов, Мао, баррикады и т.д. Лето любви в фильме “Дэнди” есть, но совсем не такое, к которому нас приучили.
Премьера фильма состоялась в феврале на Берлинском фестивале. Пока “8 женщин” расточали тяжелое благоухание в основном конкурсе, “Дэнди” скромно шел в ночной программе “Панорама” для киноманов. Пробиться на сеанс было крайне непросто.