А тем временем его жена жаловалась подруге: “Все деньги на машину спускает, с каждой получки делает ей подарки: то новые подфарники купит, то какие-то навороченные диски приладит... Стыдно признаться, но мне кажется, что машину он любит больше, чем меня и детей…”
Муж влюблен в свою машину, а жена ревнует — ситуация до боли знакомая многим семьям. На эту тему говорят читатели “ТЫ и Я” и психолог Анна ВАЩЕНКО.
Из-под каблука — под “Кадиллак”
Деньги несет в дом, не изменяет и вроде бы все выходные рядом, на глазах, а счастья нет. Потому что в то же время он не с семьей, а с НЕЙ. Треклятой железякой о четырех колесах. Сколько этих несчастных, которые забыли, как выглядят собственные мужья, потому что видят лишь их подметки, торчащие из-под семейной “тачки”? Столько же, сколько других несчастных, готовых забиться под днище ржавой “Волги”, лишь бы отдохнуть от надоевшей жены и вечных семейных проблем...
Психологи говорят: если машина стала для вашего мужа дороже родных и близких — причину ищите не в машине, а в ваших с ним отношениях.
— Мужчины называют свою машину ласковыми именами, могут часами говорить о ней за праздничным столом, тратят на нее больше времени, чем на близких… Все это тревожные симптомы: машиной неосознанно пытаются заменить какого-нибудь живого человека, — говорит психолог Анна Ващенко. — В фетише ищут то, чего не хватает в жизни. Чаще всего это начинается после разладов в семье, проблем на работе… При этом с автомобилем общаться проще и безопасней, чем, к примеру, с ревнивой женой: сковородкой он по голове точно не ударит. Плюс мужчина обретает благодаря авто свободу передвижения и независимость от предмета раздражения.
На работе все знали, что Василий — подкаблучник. На подчиненных орет, а дома у жены по струнке ходит. Друзьям Вася признавался: страдаю, но поделать ничего не могу. “Я ей сколько раз говорил: лидером в семье должен быть мужчина! А она только смеется и все по-своему делает”. “А ты купи машину — помогает”, — посоветовал приятель. Жена сначала обрадовалась: теперь муж будет ее всюду возить! Да не тут-то было: у Василия с железным конем (даже прозвал его — Пегас) свои планы: “Теперь только жена начнет меня доставать, я сяду на своего Пегаса — и ищи ветра в поле!” Васина жена начала дергаться, нервничать: у мужа появилась тайна — где-то шляется целыми днями... А Василий почувствовал себя на коне: “Мне кажется, даже если мы разойдемся, чего я раньше страшно боялся, так баба с возу — кобыле легче”.
— Автомобиль — легко управляемое пространство, человек чувствует себя в нем хозяином. Здесь он уверен в себе иногда даже больше, чем в собственном доме. Видимо, Василий слегка охладел к супруге, и вместо того, чтобы попробовать разобраться в своих проблемах, он поменял на эту свободу семейные узы. А это самый настоящий невроз. Фетиш не может заменить живого человека — от него нет отдачи, и от общения с ним не приобретается жизненный опыт. Если жена переживает из-за этой увлеченности, то рано или поздно им обоим придется выбирать между семьей и машиной, — продолжает Ващенко.
Для многих мужчин машина значит гораздо больше, чем просто средство передвижения. Для одних это пивнушка на колесах, для других — будуар... Тот же Василий в порыве откровенности признался, что терпеть не может внутри своей машины посторонних людей: “Не понимаю таксистов. Если в моем салоне незнакомец — это как в душу влезть!” А один не особо удачливый бизнесмен наскреб по сусекам, продал кой-какое имущество, но купил-таки черный “мерин”, хоть и подержанный. Теперь не может вылезти из долгов, зато на работе выглядит солидно. “Машина — как хороший пиджак”, — считает он, выдавая видимость высокого благосостояния за действительность.
Кстати, размер машины тоже имеет значение. Некоторые сексологи всерьез считают, что владелец большой машины компенсирует таким образом свою мужскую несостоятельность.
— Точнее, не мужскую, а человеческую, — поправляет Анна. — Некоторые автолюбители серьезно больны нарциссизмом, отождествляют себя с машиной и уверены: какая она — таковы они. Пытаются таким нелепым образом доказать что-то окружающим и самим себе, забывая, что по одежке только встречают.
Список Машиндлера
Если у старшего поколения страсть к машине — от разладов в семье, то у молодых, как всегда, всему виной несчастная любовь. Тут автомобиль — и друг, и средство завоевания, и даже заменитель предмета несчастья…
Зеленый “Москвич” срывался с места, как бешеный жук. “Отчаянно гоняет парень!” — судачили бабушки на лавочке возле подъезда. А сам Алексей говорит, что тогда, в 22 года, он не ездил, а “низко летал”, “потому что решил: если до 30 лет не женюсь на любимой девушке Даше, то ровно в день рождения покончу с собой. Разгонюсь на тачке и — в пропасть”.
Любовь зла… Даша выкидывала его букеты и конфеты, а однажды даже обреченно заявила: “И что, мне теперь ждать аж до 30 лет, пока отвяжешься?!” Но потом она вышла замуж за другого, а Алешу подобрала мудрая, любящая Таня, с которой они вместе уже пять лет. Сейчас он считает, что до Даши ему дела нет, но о былой любви предпочитает все-таки не говорить. Зато без устали рассуждает о любви к своим машинам: “Еще мой отец говаривал, что лучше с машиной трахаться, чем с бабой, — Алексей помнит заветы старика. — Машина будет со мной, пока мне есть что в ней менять… — далее следует дикое перечисление всех автомобильных деталей. — Но и они меняют меня, это взаимно”, — уверен он.
“Москвич” был молодой, зеленый и отчаянный, как сам Алексей в ту пору. Со следующей, “Таврюхой”, отношения не сложились: “Мы не понимали друг друга, она могла встать и заглохнуть посреди дороги, — зато “Шаха” Алексеевна была ему как дочка. — Нерадивая дочь! — голос Алексея становится трагическим. — Однажды в ней загорелась магнитола, домой приехал с обожженными руками. После этого я решил от нее избавиться”.
Выбирать между машиной и женщиной ему приходится постоянно. Раньше он предпочитал первую — сейчас поумнел и смотрит по обстоятельствам. Его Таня иногда обижается на него, но к увлечению относится с пониманием и даже ходит вместе с ним в автосервис.
— Алексей разочаровался в женщинах: видите, как он боится предательства, даже от машины, — говорит Анна Ващенко. — Первая девушка отринула его, поселив в нем неуверенность. Этот комплекс отразился на его увлечении. Постоянно меняя и переделывая машины, подсознательно пытается изменить себя — с помощью машин он до сих пор выясняет отношения с той женщиной. Но неживые предметы не могут никого изменить, развитие невозможно без второго человека. А то, что у него все-таки есть какая-то личная жизнь, — эта заслуга принадлежит его нынешней девушке.
Когда Алексей разбил свою машину и ему пришлось две недели всюду ходить пешком, он запил: “На ногах я чувствую себя полным отстоем — как будто все на меня пялятся”. Между прочим, он работает на тракторе, и даже в нем, как и во всех его машинах, — затемненные стекла: “Я управляю ситуацией, и меня никто не видит”.
На это “безлошадное” время выпал запланированный поход с Таней в театр. Они доехали до метро, но дальше Леша встал и уперся как осел: “Там душно, куча народу, давай забьем на билеты, лучше погуляем”.
Многие подруги спрашивают у Тани: “Как ты терпишь его причуды?!” На что она отвечает: “Люблю!” Алексей, похоже, тоже наконец нашел свою вторую половинку... По вечерам его можно найти в гараже-“ракушке” за рулем роскошного белого “Мерседеса”: “Мы — одно целое, это мой дружбан-братан, и ему тоже 27 лет”. О чем он сидит и думает в одиночестве — тайна. Может быть, о том, почему до сих пор не женится...
Как-то Танина мама поинтересовалась, а собираются ли они узаконивать свои отношения. Пять лет — срок солидный для романа. Алексей замялся: “Мне надо подумать”. “Слишком много ответственности, — говорит он уже мне. — Вдруг в жизни опять что-то произойдет? К чему бы я ни стремился — все всегда обламывалось, но если я особо не напрягаюсь, удача сама приходит ко мне. Жизнь — как езда на машине: только картинки сменяются за окном”.
— Да, ему кажется, что в машине он неуязвим и все проблемы побоку, жизнь пролетает мимо, — но беда в том, что она действительно проходит мимо него. Алексей страшно боится влияния других людей. Поэтому ездит с затемненными стеклами: он никого не пускает в свой мир. Но по-настоящему он очень одинок, и в этом главная его беда, — уверяет Анна.
Куда катятся женщины
Что это мы все про мужчин да про мужчин? Женщина за рулем — нынче тоже не редкость. А для нее автомобиль — кто? Подруга или все-таки мужик?..
— Женщина за рулем — продукт всеобщего стремления к равенству полов. Одни наши мужики спились, других уносят войны, так что нам, женщинам, теперь приходится самим становиться сильным полом. И завоевывать рыцарей. Мы как бы меняемся ролями. В машине женщина ищет уверенности, как и мужчина. Но, учитывая психологию, у нас все совсем по-другому.
Так, один добропорядочный муж никогда не изменял своей жене. Машина заменяла ему всех женщин вместе взятых. Единственное, что ему отравляло жизнь, — это ревность к своей общительной и красивой жене. И тогда ему пришла гениальная мысль: а что если ей тоже подарить машину?.. Сказано — сделано. Благо средства позволяли. Женушка уже давно закончила курсы вождения и, прозвав новую “Хонду” Бестией, принялась гонять на ней за покупками. Потом она стала пропадать из дома до позднего вечера — и, как впоследствии выяснилось, не изменявшая до этого мужу никогда, она, сев на колеса, завела себе любовника.
— Ничего удивительного: женщина тоже может ощутить, сев за руль, пьянящую свободу, в особенности если в собственном доме она не хозяйка. Но попасть в какую-то зависимость от автомобиля для женщины — большая редкость. Для нее это прежде всего свобода передвижения, а значит, долгожданная независимость от мужа. Вот и страх перед ним тоже пропадает — отсюда и измены, — объясняет доктор Ващенко. — Мой муж не противился, чтобы я купила себе машину, но когда он сидит рядом, а я веду, — это просто что-то невозможное: “Дура, что ты всех вперед пропускаешь?!” В жизни мы очень редко ссоримся, поэтому я сначала обижалась, а потом подруги-автомобилистки объяснили: “Он же ревнует тебя к машине — ведь теперь ты конкурентка”. И это звучит гордо!
МАШИНА или ЖЕНЩИНА?
Кого выбирают звездные мужчины
Вячеслав Малежик, артист, владелец Volkswagen Passat:
— Первая машина — как первый брак: набил много шишек и себе, и ей.
Антон Табаков, режиссер, владелец Jaguar:
— Jaguar я подарил себе совсем недавно. Он — игрушка, на которой можно ездить не более 15 дней в году. Но я все-таки пошел на компромисс с собой — настолько машина была хороша!
Леонид Ярмольник, артист, владелец Mercedes:
— Я очень люблю автомобили и отношусь к ним почти как к живым существам. Могу сказать, что у нас есть люди нормальной ориентации, “голубые” и автомобилисты. Я — автомобилист нормальной ориентации.
Денис Евстигнеев, режиссер, владелец Opel Omega:
— Тут я как-то долго отсутствовал, а когда сел за руль, моя машина целый километр тряслась и вибрировала. Может, она меня ждала, я не знаю, и обижалась, что хозяина долго нет?..
Виктор Мережко, режиссер, владелец темно-синего BMW:
— Как-то шел дождь, а у меня “дворники” полетели. Ну, я, садясь за руль, попросил своего “мальчика”: “Зайка, дорогой, не подведи, не сломайся. Ты мой друг, так что уж, пожалуйста, меня побереги”.