Впрочем, именно эту ошибку Сталина Лужков исправлять не собирается. “Какой была “Москва” в 30-е годы прошлого века, такой будет и в веке нынешнем!” — говорит он. Но это, конечно, лукавство. Даже внешний облик гостиницы существенно изменится, не говоря уже о внутренних пространствах и габаритах.
“Официальная легенда” гласит, что в архивах нашлись уникальные, ранее не известные чертежи Щусева. Посмотрели на них архитекторы и ахнули: “А Щусев-то на самом деле хотел построить совсем не то, что вышло!” На чертежах запланировано два фасада, а остался один. Кроме того, исчез портик. Пропали колонны. Да и площади существенно уменьшились. Вот она — поруганная свобода творчества!
В общем, в “Моспроекте-2” решили заступиться за “раннего Щусева” и восстановить историческую справедливость. В проекте новой “Москвы”, предложенном мастерской архитектора Посохина, и два фасада имеется, и портик, и колонны. Здание существенно подрастет в высоту, а его площадь вырастет с имеющихся 97 тыс. кв. м до 143 тыс. кв. м. Под фундаментом появится гигантский паркинг, внутренний двор накроет стеклянная крыша... Правда, к этому Щусев уже никакого отношения не имеет.
Столичные власти считают, что Москве катастрофически не хватает помещений с “демисезонной погодой”. Ну летом еще куда ни шло. Когда травка зеленеет и солнышко блестит, можно и на свежем воздухе погулять. А зимой? А зимой, отвечают отцы города, москвичи могли бы гулять под стеклянными крышами. Пока на 12 миллионов горожан и гостей столицы только одна такая — в Гостином Дворе. Вторую планируют сделать в новой “Москве”.
— Мы откроем отель не только для постояльцев, но и для людей с улицы, — рассказывают проектировщики. — Каждый желающий сможет пройтись по зимнему саду, отовариться в магазинах, посидеть за столиком в кафе.
Предполагается, что через внутренний двор можно будет попасть с Манежной площади на Театральную, а также сразу спуститься в торговый комплекс “Охотный Ряд” и на подземную автостоянку — проектируемый паркинг будет чуть ли не самым большим в столице. Помимо пространства под самой гостиницей “Москва” он захватит и то, что находится под Театральной площадью. Короче, 60 тыс. кв. м.
Собственно гостиница займет всего одну треть комплекса. Количество номеров по сравнению с нынешним сократится, зато качество услуг улучшится.
— Гостиниц такого уровня, как новая “Москва”, еще нет в России, — уверяет президент “Московской девелоперской компании”, ответственной за финансовое обеспечение проекта, Шалва Чигиринский. — Мы построим отель “пять звезд суперлюкс”. А оставшиеся площади будут сданы в аренду под рестораны, магазины, салоны красоты и офисные помещения.
Предварительная оценка проекта — 300—400 миллионов долларов. Срок исполнения — от сноса до отстроенного заново здания — 3 года. Застройщик пока не определен, но претенденты уже известны. Это в первую очередь Моспромстрой, а также иностранцы — шведская компания Skanska, немецкая Hochtief и французская Bouiges.
“Москва” не сразу рушилась
На самом деле история с реконструкцией “Москвы” тянется с 1993 года. Однако до последнего времени никто гостиницу сносить не собирался. Более того, еще в апреле нынешнего года один высокопоставленный чиновник мэрии в ответ на прямой вопрос “Российской газеты” испуганно замахал руками: “Да не можем мы ее снести, это же памятник”. Теперь тот чиновник молчит — не высовывается, а все остальные раздают интервью, смысл которых укладывается в три слова и одну запятую — “сносить, нельзя помиловать”. На самом деле помиловать, конечно, можно. Проект реконструкции здания без сноса был разработан и одобрен всевозможными инстанциями. Выигравшая инвестиционный конкурс американская компания уже собиралась начинать работы, как вдруг сверху пришла команда “обождать”. Мол, проект снова отдан на доработку. “Чего там еще дорабатывать-то?” — недоумевали американцы. Оказалось, есть чего. Когда дело сулит большие деньги, всегда хочется получить очень большие. А без сноса это не удастся. При обычной реконструкции ни паркинга не будет, ни лишних 50 тыс. кв. м.
Некоторые московские чиновники уверяют, что снести “Москву” и отстроить заново выйдет дешевле, чем сохранять объект. Это, конечно, глупости. Реконструкция стоила бы 250 млн. “зеленых”, а нынешний проект оценивается в 400 млн. Да и то по минимуму. Никто не знает, к чему приведет, например, строительство подземного паркинга. Там такой букет проблем (метро, заключенная в трубу Неглинка, пустоты, плавуны), что только в укрепление грунта можно вбухать десятки тысяч долларов. Впрочем, правдивой информации о состоянии почв в районе Кремля нет до сих пор. У федеральных властей свои причины для молчания (все-таки Кремль — объект повышенной секретности), у московских — свои. Однако все уже успели заметить, что торговый комплекс на Манежной почти год как в “лесах”, и льет там изо всех щелей, по словам очевидцев, будь здоров.