Иван Дыховичный: Я дам вам денег
— Насколько мне известно, каждая серия “Денег” снимается за один день. Причем в этот же день ее и транслируют. Остается ли у вас свободное время?
— Я работаю по 14 часов в день. Шесть из них идут на съемку серии, остальное время — на монтаж. У нас даже нет времени снимать дубли. Всего планируем выпустить 66 серий. Но ведь это дело такое... Все будет зависеть от зрителя, сможет ли он оценить этот фильм.
— Будут ли взрослому поколению интересны проблемы становления радиостанции? На какую аудиторию рассчитан ваш проект?
— Сериал “Деньги” рассчитан на людей от 25 лет и старше, которым не надо разжевывать сюжет. Они готовы включить мозги и оценить то живое, что составляет особенность этого проекта. Мы абсолютно доверяем нашему зрителю и видим в нем своего соучастника. Он не только живет в одно время с героями сериала, но и может влиять на сюжет.
В основе сюжета не проблема становления радиостанции, а коллективная попытка добиться успеха и получить за это деньги. Некая радиостанция оказалась в эпицентре интересов денежных, творческих, личных. За кем будет победа и кому достанутся деньги — вопрос не только для зрителей, но и для нас. И это для меня самое интересное.
— Не кажется ли вам, что работа над таким зрелищем недостойна профессионального режиссера?
— Я не различаю низкие и высокие жанры. Конечно, это не Феллини, но я никогда не делаю то, что мне противно. Я не отношусь с презрением к телевидению, как многие наши именитые режиссеры. Ведь относиться так, значит, пренебрегать народом. Что касается данного сериала, мне интересна эта работа с точки зрения опыта и поиска чего-то нового. Это ведь не примитивная мыльная опера.
— Никита Михалков в одном из своих интервью сказал: “Я не знаю такого режиссера — Ивана Дыховичного”. Насколько я знаю, позже вы парировали: “Я не знаю такого режиссера — Михалкова”. Вы, правда, не знаете такого режиссера?
— Я никогда не говорил ничего подобного. Я знаю, кто такой Михалков. И если я высказываюсь против него, то делаю это не под столом. Хотя я знаю многих людей, которые пытались идти против него, и все они были наказаны. Так что большинство моих знакомых никогда не будут выступать против него, потому что боятся.
— У вас есть кумиры в отечественном кинематографе?
— Их много — Тарковский, Довженко, из современных — Алексей Герман, Кира Муратова, Александр Сокуров. Конечно, не все их работы я принимаю, но на их творчество смотрю с восхищением. Они страдающие и ищущие люди. Талантливые люди, такие, как Кира и Леша, живут неправильно. Они живут с людьми, а не с руководителями государства. Поэтому их не замечают.
— На проекте “Деньги” вы хорошо заработаете?
— Признаюсь, здесь нет никакого заработка. Зато для канала — это риск. Я удивлен, что они согласились на подобный эксперимент. После того как потратили столько сил, чтобы выйти в эфир! Ведь зритель с трудом воспринимает новый жанр, и как они отнесутся к этому сериалу — неизвестно. Многие режиссеры считают меня сумасшедшим, а проект — безумием.
— Как вы сами определите жанр этого сериала?
— Конечно, это современная комедия. Здесь мы рассуждаем о том, что волнует людей сегодня, — это озоновая дыра, суд над очередным олигархом и, конечно, много разговоров о деньгах. Об этих проблемах думают все. Я честный человек и стараюсь быть открытым. Например, я тоже думаю, стоит ли перевести доллары в евро, как заплатить за учебу сына. Денег мне хватает, хотя я помню времена, когда мне завтракать было не на что.
— Значит, вы уже знаете ответ на вопрос, откуда берутся деньги?
— Я зарабатываю не на кино. От фильма до фильма проходит три-четыре года. С такими темпами я давно стал бы нищим. На кино можно прожить, но не заработать. Но бизнесом я тоже не занимаюсь. Я работаю на телевидении, иногда пишу сценарии для зарубежных кинокомпаний. Слава богу, я востребован.
— Каждому режиссеру хочется войти в историю. Как вы думаете, ваши работы войдут в историю, как, например, фильм Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром!” или фильм того же Михалкова “Родня”?
— Списывать на века — это пошло. Каждый режиссер надеется, что его фильмы переживут создателя. Я надеюсь на то, что мои фильмы хотя бы будут поняты. Например, фильм “Черный монах” живет уже двадцать лет, а “Прорва” до сих пор волнует большинство людей. Безусловно, свою жизнь будет иметь и фильм “Копейка”.
— Кстати, вам доводилось ездить на “Жигулях-2101”?
— Да, это моя первая машина.
— Почему закрыли вашу программу про кино на РТР?
— Сейчас я, скорее, согласился бы вести программу об автомобилях, чем о кино, ну или делать сериал о деньгах, конечно. На ТВС.