Нынешний зритель избалован спецэффектами, которыми его угощают авторы новых фильмов. Однако, хотя на вооружении современных постановщиков теперь есть компьютерные технологии для создания “чудес” на экране, многие фокусы все-таки приходится делать с помощью киносъемочной аппаратуры. Для этого необходимо особое — порой совершенно уникальное! — оборудование. В России такой эксклюзив создают на единственном предприятии.
— Практически вся техника, которую мы изготавливаем, заказана операторским цехом киностудии “Мосфильм”, — рассказывает один из руководителей фирмы Евгений Борисов. — Вот, например, изготовили бокс для подводных съемок — герметичный контейнер, в который устанавливается кинокамера, снабжен специальным монитором, пультом управления механизмами камеры... “Кинонаутилус” уже использовался при создании фильма “Бременские музыканты” и новой ленты Александра Гордона. А первые испытания вызвался провести наш коллега, инженер Евгений Бердников: взял бокс с кинокамерой, маску, ласты и отправился на соседний Останкинский пруд — вот уж прохожие удивлялись, что “водолаз” в таком “лягушатнике” плавает!..
Еще один эксклюзив — так называемая краш-камера. Это особо прочный контейнер, используемый для съемок всяких экстремальных ситуаций — взрывов, например. Название этому боксу его создатели придумали подходящее: “Камикадзе”.
— На Западе подобные вещи считаются одноразовыми, — продолжает Евгений. — Нужно, скажем, показать взрыв автомобиля с расстояния в полтора метра — ставят такой ящик, в него прячут дешевую кинокамеру и устраивают задуманный “фейерверк”... А после того как эпизод отсняли, поврежденное оборудование без сожаления выкидывают — для них главное, чтобы пленка в камере не пострадала. Ну а в России — совсем иное дело. При создании наших малобюджетных картин аппаратурой особо не покидаешься! Так что требования у наших кинематографистов весьма суровые: даже после самых жестоких испытаний и кинокамера, и защитный бокс должны остаться невредимыми. Помню, на съемках одного из фильмов оператору-постановщику захотелось для пущей эффектности снять эпизод, где прямо в объектив камеры летит шар от боулинга. Установили киноаппарат в краш-камеру, заехали ей по стеклу, которое защищает оптику, этим самым шаром... Кадры-то получились действительно эффектные, но от сильного удара стекло все-таки треснуло. Пришлось менять...
На счету бокса “Камикадзе” и другие подвиги “во имя искусства”. Его даже колесами БТРа утюжили. А однажды кинокамеру, спрятанную в этом контейнере, сбросили с самой верхотуры Воробьевых гор: режиссеру хотелось показать мир глазами героя фильма, который катится кувырком с крутого склона.
— У Ивана Дыховичного в фильме “Копейка” был задуман эпизод, когда “Мерседес” мчится по льду залива и должен врезаться в корабль... Снимали все это несколькими камерами, причем одну из них под защитой нашего контейнера установили прямо в салоне лимузина. Однако случилось непредвиденное: возле самого борта корабля лед не выдержал, проломился, и автомобиль ушел под воду. Вместо одного трюка получился другой!.. Когда утонувшую технику вытащили на берег, мы с удивлением и радостью обнаружили, что “Камикадзе” не подкачал даже в таких непредвиденных условиях и защитил отснятую пленку в кинокамере.
В погоне за неожиданной “картинкой” авторы фильмов заставляют инженеров поломать голову. Уже упоминавшийся Александр Гордон захотел в своем фильме показать взлет селезня, что называется, “от первого лица” — чтобы зрителю передались ощущения птицы, поднимающейся в воздух с водной глади. Конструкцию пришлось городить сложную. Кинокамеру спрятали в водонепроницаемый бокс, а его закрепили на стреле специального крана, где была оборудована еще и площадка, на которую улегся оператор. Затем наступил черед “водных процедур”: съемочную технику чуть притопили в пруду, и по команде “Мотор!” стрела пошла вперед и вверх, так что бокс с кинокамерой вырвался из-под воды в окружении бурунов, брызг и пены... “Киноселезень” взлетел очень правдоподобно.
Вслед за необычным жилетом корреспонденту “МК” была продемонстрирована “палочка-выручалочка” — небольшая металлическая труба с ручкой и крепежными элементами. Из дальнейших пояснений выяснилось, что это незамысловатое устройство дает возможность “пасти” кинокамеру у самой земли. Киноаппарат крепится к нижнему концу палки-штатива, оператор берется за рукоять... Вы миноискатель когда-нибудь видели? Так вот, эта конструкция весьма на него смахивает. Подобные “киноприбамбасы” позволяют, в частности, снимать эпизоды “от лица” все тех же животных — скажем, показать на экране, что видит собака, рыскающая по лесу, или лиса, удирающая через густую траву...
Кроме того, кинотехники изготовили специальную приставку для вращения камеры вокруг горизонтальной оси. (Именно благодаря ей в “Старых песнях о главном-2” удалось “закрутить в мировом пространстве” певицу Валерию.) Уже готово еще одно хитрое приспособление, позволяющее с помощью обычной кинокамеры снимать очень медленно происходящие процессы — скажем, то, как движется по небу Луна или распускается цветок... Сейчас специалисты предприятия озабочены иной проблемой: они разрабатывают кинокамеру для рапидной (ускоренной) съемки — вместо обычных 24 кадров этот “пулемет” должен “щелкать” аж 200 кадров в секунду!
— В России собираются возрождать уже крепко подзабытое стереоскопическое кино — помнится, в 1970-е был настоящий бум на такие “объемные” фильмы. В нынешнем году планируется начать съемки первой после столь длительного перерыва стереокартины-сказки. Нам пришлось под этот проект заниматься модернизацией старой стереосъемочной аппаратуры, выпущенной в СССР четверть века тому назад. Совместно со специалистами из научно-исследовательского кинофотоинститута сделали и специальный бокс для подводных стереосъемок...
Впрочем, в нынешнем году при участии Союза кинематографистов и входящей в него Гильдии кинотехников, возглавляемой Иосифом Барским, Госкино впервые за последние несколько лет выделило хоть какие-то средства на создание специальной киноаппаратуры. Значит, работа российских умельцев-киноинженеров все-таки нашла поддержку у государства. Будем надеяться, что это не кинотрюк и лед тронулся по-настоящему.