Благодать сытости
Кому мешает православие?
Дабы привлечь внимание депутатов к прекрасному, в обеденный перерыв в фойе Думы открылась выставка “Благодать красоты”. Все представленные экспонаты были так или иначе связаны с православием. Замечательные иконы в роскошных золотых окладах творческой семьи Осипенко, чьи работы украшают храм Христа Спасителя, являлись гвоздем выставки. Помимо того были представлены религиозные картины из бересты, деревянные скульптуры, светские иконы и ажурные пасхальные яйца, вырезанные из дерева. Авторы работ давали разъяснения восхищенной публике. Вопросы в основном касались цены. “Цена есть, но нет покупателей”, — объяснил создатель яйца потрясающей красоты, который нынче трудится заместителем гендиректора большого автотранспортного предприятия.
После осмотра выставки началась дискуссия. Депутат присутствовал только один, Коптев-Дворников (СПС). “Благодать красоты” была его затеей, иначе он бы, наверное, тоже не пришел. Остальные участники состояли из сотрудников аппарата и пяти-шести художников, авторов представленных на выставке работ. Почетными гостями были отец Владимир Вигилянский и Олеся Николаева, поэт и прозаик.
Отец Владимир отметил высокий уровень вопросов, указанных в приглашении, которые, на его взгляд, больше подходят для богословского вечера, и рассказал, как в 88-м году работал в “Огоньке” и какая там была цензура. “На законодательном уровне должны быть прописаны ограничения, которые никто не может переступить, — сказал он. — Если гостелевидение показывает в 15 часов половой акт, оно вторгается в мою свободу. Я бывал в Америке, я знаю, там это невозможно”.
На том, что цензура средств массовой информации необходима, сошлись все, а руководитель центра патриотической песни объяснил, что общество не созреет под порнографическими плакатами. Однако “круглый стол” все же собрался не ради внедрения цензуры в СМИ, а чтоб понять, “насколько православный человек способен себя ограничить, чтоб принести в общество то, что ему нужно и полезно”, как деликатно напомнил депутат.
Все задумались. Журналистка из центральной газеты решила тем временем уточнить тему дискуссии: “Вопрос, фигурально говоря, в том: может ли православный художник изображать Христа без повязки на чреслах?” Это предположение почему-то привело в сильнейшее возбуждение Олесю Николаеву, поэта и прозаика. “Что за искусственная проблема? — возмутилась она и принялась стучать кулаком по столу. — Кто из художников изображал Христа нагишом, кроме бездарностей? Кто? Скажите мне немедленно!”
Чтоб успокоить Олесю и отвлечь дискуссию от оголтелой прессы, слово дали ранее молчавшим художникам, и тогда художник из Рыбинска рассказал такую историю: “У нас в Рыбинске восстанавливали храм святой Софии, и один наш художник восстанавливал иконостас. И что он сделал: на иконе Божией Матери изобразил свою жену, а на Георгии Победоносце — себя. А через короткое время дочь его сошла с ума, жена выпала из окна, а он спился”.
Все посмотрели на отца Владимира, ожидая разъяснений. “В православной религии нет мистики, — строго сказал отец. — Но с гордыней шутки плохи”.
“Мы хотели поговорить об эстетических предпочтениях православия, а говорим о цензуре”, — снова напомнил депутат, еще не утративший надежду направить дискуссию в правильное русло.
“Можно вопрос? — поднял руку скульптор. — Вам православная культура мешает жить и работать? — участники “круглого стола” отрицательно замотали головами. — И мне не мешает. И никому не мешает. Зачем же мы тогда собрались?”
На этом справедливом замечании дискуссию можно было завершить, тем более что время, отведенное на нее, заканчивалось. Ведущий всех поблагодарил, а руководитель центра патриотической песни спросил, не мог бы кто-нибудь из художников подарить Думе одну из прекрасных икон, представленных сегодня на выставке в фойе. Просто на память.
“Церетели вам может подарить, его просите! — взвился скульптор. — А эти художники... им жрать нечего, а вы — подарить! Художникам мешает не религия, а то, что жрать нечего!”
“Будем повышать спрос на духовные ценности”, — оптимистично пообещал депутат. Обсуждение проблем православия и свободы творчества на этом благополучно завершилось.