Команда “газы” будет для всех
В мэрии решают, как продлить москвичам жизнь
Такие мечты появились не от хорошей жизни. Количество авто в Москве стремительно приближается к числу жителей (сейчас их 2,3 миллиона, на 1,5 миллиона больше, чем 10 лет назад). Они ежегодно выбрасывают в атмосферу около миллиона тонн всякой грязи, чем — подсчитано — отнимают у среднего москвича 4—5 лет жизни! Рост заболеваний в столице практически повторяет рост числа автомобилей. Глядя из своих кресел в будущее, чиновники ужасаются: к 2010 году 3,2 миллиона автомобилей будут отнимать у нас по 6—7 лет жизни. И это не предел.
Но — апокалипсиса в Москве не допустят. Правительство приняло программу постепенного перевода авто на альтернативные виды топлива. Пока в 2002—2004 годах. Этапов будет несколько: первоначально опробуют пропан-бутан (сейчас на нем в России работают 100 тысяч машин), деметиловый эфир и метан. Более отдаленное будущее — переход на водородное топливо. И совсем уж далекое — создание комбинированных энергоустановок для т.н. гибридного автомобиля. Предполагается, что он будет аккумулировать энергию во время стоянки в пробке, на светофоре или при торможении. Но для Москвы это совсем уж что-то из Жюля Верна...
Конечно, пока никто не планирует перевести на газ или посадить на солнечные батарейки все авто. Действовать будут избирательно. Начнут с общественного транспорта — он “гадит” в атмосферу больше всего. Уже 50 автобусов в Москве работают на природном газе. Похвастаться такими могут в 1-м и 11-м автопарках. Почему выбрали именно их? Да потому, что они находятся ближе всего к МКАД. При чем здесь МКАД? Да при том, что только на кольцевой есть газозаправочные станции. Их в Москве сейчас всего 10, а в России — 210.
— Мы бы, может, и другие парки перевели на газ, но с ним одни проблемы, — говорят в Мосгортрансе. — Оборудование у нас отечественное — то утечка газа и вонь, то поломка. В результате автобус не выходит на линию.
Что же касается миллионов частников, то их намерены переводить на газ пока только уговорами и посулами. То есть рассказывать о выгодах: вложив примерно 800 долларов в переоборудование машины (сейчас это делают в 40 техцентрах Москвы), можно будет ежегодно экономить около $150 на топливе. Сейчас кубометр метана (эквивалент литра бензина) стоит 3 рубля (в 2 с половиной раза дешевле). И замначальника Управления транспорта г-н Антифеев заявляет, что через три года разница между ценой на бензин и газ будет еще больше. Тогда-то в Москве и случится газовый бум. А к тому времени власти планируют построить уже 40 газозаправок.
Но такими далекими перспективами убедить москвичей будет непросто. Поэтому управление транспорта предлагает Мосгордуме принять ряд законов, предусматривающих льготы, компенсации и т.д. для “газовых” автомобилистов. Но председатель думской комиссии Владимир Васильев выражает сомнения:
— Не получится ли так, что, переводя авто на газ, мы будем действовать по принципу “убил бобра — спас дерево”? Ведь бум с переходом на газовое топливо уже был в Москве в конце 80-х, и непонятно, почему мы еще ездим на бензине.
Впрочем, понятно: бум остановился на тех самых 10 заправках, построенных в 80-х годах. Вероятно, переводить все автомобили нельзя в том числе и по соображениям безопасности: газ все-таки взрывоопасное вещество.
Газ — лишь одно из возможных решений проблемы экологии и продолжительности жизни, говорят чиновники из Комитета по науке и технологиям. И вспоминают про “предельно экологически чистый” (но также небезопасный) водород, газ метанол и солнечные батареи. Но экологии приходится считаться с экономикой — все перечисленные технологии, кроме газа, пока для нас слишком дороги.