Олег макаревич, человек возрождения

Коллеги характеризуют его как человека парадоксального ума, непредсказуемых решений, редкой бизнес-интуиции.
В работе – романтик и диктатор одновременно. 39-летний Олег Макаревич за 10 лет создал финансовую империю,
сумев стать конкурентом тем, кто пришел на рынок раньше него. Как Леонардо да Винчи, талантливый технарь,
он пишет стихи. Все, к чему он прикасается, становится если не золотым, как в случае царя Мидаса, то, несомненно, прибыльным. Человек техногенной эпохи Возрождения России, он – хозяин и руководитель «Кормилицы», одного
из крупнейших холдингов в Краснодарском крае. Его феномен в том, что, как и Леонардо в кругу учеников, с ним рядом те, кто и вне бизнеса – его близкое окружение. Все, кто работает с Олегом Александровичем Макаревичем, характеризуют главу холдинга по-разному – «матерый человечище», «глыба», «прирожденный лидер с подчиняющей харизмой» и даже «учитель, создавший семью»... «Человек-гора». С чем нельзя не согласиться, когда навстречу тебе встает двухметровый исполин – такой же масштабный, как и его детище, со сверлящим взглядом, превращающий диалог в экзамен для обоих собеседников.

Олег Александрович, с чего начиналась «империя Макаревича»?
– Больше десяти лет назад я приехал в Краснодар, родной город жены, который понравился. Поработал немного в госструктурах. Оценив ситуацию и будучи по образованию инженером по эксплуатации средств связи, организовал свое первое самостоятельное предприятие – по разработке сотовых сетей и малой телефонизации.

«ДЛ»: Продолжаете сотрудничать с партнерами, с которыми вместе начинали?
– Моя компания была первым клиентом Краснодарского отделения Сбербанка. Работали на полном доверии, кредиты выдавались без обеспечения, под честное слово. И даже по тем сумасшедшим ставкам у нас сложилась идеальная кредитная история, мы не задержали ни одного кредита, хотя проценты достигали 240% годовых. Сбербанк до сих пор остается нашим единственным финансовым партнером: без банковского капитала ни один бизнес сейчас не возможен. Сбербанк, в котором мы VIP-клиенты, отлично иллюстрирует схему: любой бизнес – это люди и деньги.

«ДЛ»: На чем основана структура холдинга «Кормилица»?
– Мы живем в Краснодарском крае, специфичном тем, что он – южная граница России, омываемая двумя морями. Кубань представляет собой еще и уникальную природу – отделенная Кавказским хребтом равнина с лучшими черноземами в стране. Структура холдинга строилась с учетом того, что Кубань – аграрный, сельскохозяйственный край. «Кормилица» началась с торговли зерном. Сегодня в холдинге есть фирмы строго сельскохозяйственной направленности, которые выращивают зерно на арендованной земле. Есть яблоневый сад, откормочное животноводческое хозяйство, подразделение малой сельхозавиации, которое занимается обработкой полей удобрениями и в качестве оплаты получает зерно из урожая, выращенного на этих полях. Всего же в состав «Кормилицы» входят 32 предприятия. Разброс сфер деятельности подразделений достаточно велик – от торговли продуктами питания, бытовой химией и металлом до горизонтального бурения и проходок микротоннельными щитами подземных участков трубопроводов, коллекторов и тоннелей или организации гастролей артистов и праздников.

«ДЛ»: Каков главный принцип системы управления «Кормилицы»?
– Одна из самых сложных задач в жизни человека – определить, что он может делать по-настоящему хорошо, что является его любимым делом, в котором он достигает высоких результатов. Такая же задача стоит перед руководителем в отношении его подчиненных. Чем больше коллектив и разнообразнее сферы деятельности, тем легче найти место для каждого из работников, на котором он может ярко проявить себя. Для этого людей нужно постоянно пытаться менять местами, чтобы почувствовать, что человек находится на своем месте и выполняет свои функции лучше, чем кто-либо другой. Много предприятий разных сфер деятельности, много людей. Наблюдая за их работой, выявляешь сильные и слабые черты каждого. Перемещая человека с одной должности на другую, можно попасть в «яблочко».

«ДЛ»: Вы постоянно запускаете в работу новые проекты. Какой из них находится в стадии завершения?
– Подходит к концу строительство мясоперерабатывающего комплекса «Динской», выросшего в чистом поле с нуля. Он станет средним по объему производства предприятием, планируемый выпуск готовой продукции – 40 тонн в сутки. МПК «Динской» имеет единственные в Краснодарском крае биологические очистные сооружения, то есть комплекс будет экологически чистым. К началу организации этого подразделения авторитет нашей команды был настолько велик, что полтора года назад люди, работавшие мастерами на аналогичных процветающих предприятиях, ушли к нам на черновую, ниже оплачиваемую работу – чтобы самим строить данное предприятие и в будущем на нем работать.

«ДЛ»: Как получилось, что «Кормилица» стала возрождать запущенные предприятия – кислородный завод, металлобазу?
– Кислородный завод – необычный случай. Группа акционеров предприятия, которое погибало, пришла к нам за помощью: «Мы видим, как у вас все хорошо, – помогите нам». Положение было плачевным, в первую очередь из-за неэффективного управления. Для меня управление кислородным заводом стало больше моральной победой, нежели экономической. Бизнес очень интересный, потому что сам по себе уникальный: представляете, из воздуха получается жидкая продукция – кислород, азот и аргон, использующиеся в медицине и строительстве! Но это не деньги из воздуха: прибыль очень невысокая, производство безумно энергоемкое. Сейчас предприятие финансово стабилизировано, прибыльно. Отчасти и за счет того, что разнотипные бизнесы холдинга позволяют очень гибко использовать финансы, что делает компанию устойчивой в случае падения одного из сегментов рынка. Металлобаза – тоже наше недавнее приобретение. В советское время за ее строительство была присуждена Госпремия, а до недавнего времени металлохранилище было убыточным. Мы надеемся в скором времени возродить предприятие и выйти на уровень оборота в 10–12 тысяч тонн металла ежемесячно. Заключен эксклюзивный договор с заводом «Тагмет», работаем с такими гигантами, как НЛМК, ММК, «Северсталь», НТМК, «Мечел». Хочется доказать, что и в этом бизнесе мы на равных можем соперничать с очень серьезными конкурентами.

«ДЛ»: Вы удовлетворены достигнутыми успехами?
– Нет, это опасный для бизнесмена взгляд – всегда можно сделать лучше. В какие-то моменты чувствуешь себя великим, но это очень быстро проходит. Сменяется трезвой оценкой ситуации, новыми планами, продуманными от главной идеи до мелочей. Успех возможен лишь благодаря каждодневной работе, которая и держит его на своих плечах.

«ДЛ»: В работе вы чувствовали когда-нибудь недостаток знаний?
– Знания для меня не самоцель, а способ убедиться: то, что ты делаешь, ты делаешь правильно. У меня складывалось так, что сначала я получал опыт, а потом вслед за опытом пришло и образование. Недавно я получил второе высшее образование – окончил Кубанский государственный аграрный университет по специальности «Финансы и кредит», в июне защищаю кандидатскую диссертацию. Почувствовав необходимость в юридических знаниях, сдал документы на юридический факультет Агроуниверситета, чтобы знать гражданское право.

«ДЛ»: Благополучие холдинга должно привлекать внимание краевой власти. Как строятся отношения с ней?
– Мне импонирует, что пришел молодой губернатор Александр Николаевич Ткачев, он полон энергии и свежих идей. Моя позиция: лидера краевой власти нужно поддерживать всеми доступными и возможными способами. Чем большей популярностью будет обладать глава Кубани, тем больше благ он сможет сделать для края. Он лучше сможет пролоббировать интересы региона, и любой бизнес получит дополнительные преимущества – в виде благоприятного инвестиционного климата, настроя населения, проведения федеральных программ строительства, полноценного использования рекреационных ресурсов. Если мы будем давать некоторый аванс доверия и прикладывать больше сил, чтобы поддержать губернатора, Краснодарский край получит приток финансирования, доходов во всех сферах жизнедеятельности.

«ДЛ»: Олег Александрович, как вы оцениваете жесткое постановление губернатора о пресечении незаконной миграции, его отрицательное отношение к закону о продаже сельскохозяйственных земель?
– Я поддерживаю его решение по миграции полностью и понимаю, насколько ему тяжело в данной ситуации, он только год у власти. Решение о контроле нахождения незаконных мигрантов на территории Кубани очень грамотное и своевременное, оно вписывается в демократическую структуру любого общества. Вопрос продажи сельхозугодий очень сложный, нуждающийся во всесторонней проработке и проведении эксперимента. Только на базе его результатов можно будет принимать какие-то окончательные решения. Можно легко разрушить скользкое равновесие между производителями продовольствия и пользователями земельных угодий, составить же заново структуру продовольственной безопасности России будет тяжело. В такой ситуации возможна даже утрата страной продовольственной независимости: если земли будут куплены, но перестанут служить агрокомплексу, потеря хрупкого баланса между потреблением и производством продуктов питания приведет к полному импорту его из-за границы.

«ДЛ»: Что подтолкнуло вас к идее создания общественно-политической организации «Конгресс славян Кубани»?
– Ко мне часто обращаются с просьбами о помощи – какому-либо движению, объединению, конкретному человеку. Организация «Конгресс славян Кубани» является попыткой максимально полно узнать жизнь внутри не только своего коллектива, но и внутри целого региона. Узнать, чем живет население края, какие у него материальные и моральные потребности, что ты можешь сделать вне бизнеса для своей малой Родины. «Конгресс славян Кубани» появился и для того, чтобы привить патриотизм, ответственность за будущее страны, максимально участвовать в построении нового общества. В регионе остро стоят вопросы миграции, разрушающей и изменяющей ментальность общества. Другими становятся нравы, обычаи, но мы же остаемся славянами и нас большинство – свыше 85%. Мы должны знать, что у нас великая история, великие соотечественники – и с этим воспитывать детей, развивать в людях духовность и гордость за свой народ. Это ответственная повседневная работа, рассчитанная не на один год.

«ДЛ»: Единоличный контроль всех и вся, от выбора картин в интерьер офиса до подбора кадров, – ваша личная политика и стратегия?
– Да. Вопросы взаимодействия предприятий, финансов, условий кредитования, текучести кадров, закупки новой техники требуют постоянного анализа и быстрого принятия решений. Приходится разбираться во всем, многое брать на себя. Кроме того, существует и почти детский интерес и любопытство к любой сфере деятельности внутри холдинга. Вроде бы руководителю не нужно вникать в нюансы. Но именно так можно уловить атмосферу взаимоотношений в коллективе, понять влияние на работу подразделения той или иной мелочи – будь то картина или мебель в офисе, время перерыва или чистота туалета. Безусловно, достижения холдинга – работа сплоченной команды, которая и генерирует идеи и доводит их до блистательного воплощения. Бывает, я вообще не вмешиваюсь в работу, что случается с каждым годом все чаще и чаще. И это доказывает: коллектив настроен на определенную тональность в работе, каждое подразделение выстраивает свою политику в общем ключе со всеми компаниями, не нуждаясь в жесткой коррекции, движется в заданном направлении самостоятельно. Холдинг просто не может держаться на одном человеке. Но личные качества руководителя накладывают отпечаток на его бизнес – не в силу авторитарного стиля управления, просто в общении более сильная личность подавляет, а две одинаково сильные персоналии в одной команде работают неэффективно. Повторюсь, это не значит, что весь остальной коллектив находится под гнетом моей личности. Я выступаю в качестве ледокола, остальные идут в фарватере.

«ДЛ»: Торговля, производство – и вдруг вы обращаетесь к шоу-бизнесу, занимаетесь организацией гастролей и праздников. Почему?
– Наше подразделение «Шоу-мастер» – эксперимент, основанный на желании сделать то, что нравится. Когда сталкиваешься с провинциальным монотонным бытом, понимаешь, что живешь схематично: работа–телевизор–дом, ежедневная вереница одних и тех же событий. А человеку нужен праздник, без которого – тоска. Из такого состояния нужно себя выводить встрясками. И «Шоу-мастер» – это попытка для самого себя создать возможность выходить за рамки рутины. Уже есть уникальное для России звуковое и световое оборудование, со временем наши мероприятия станут лучшими. К нам пришли работать настоящие профессионалы, фанатично преданные своему делу, и нам с ними по пути. Мы устроили четыре года назад на 40-летие «Кормилицы» фейерверк, он произвел незабываемое впечатление на людей. Когда 100-тысячное море на площади замирает и охает при каждом взлете огня в темное небо, происходит гигантская разрядка, человек становится лучше и счастливее. Теперь я точно знаю: праздник нужен!

«ДЛ»: Что движет лично вами на пути к успеху?
– Само понятие «бизнес» предполагает исключительность поведения человека. Для некоторых бизнес – игра, для меня – нет. Бизнес – осуществление желания быть исключительным. Достичь тех вершин, как пел Владимир Высоцкий, на которых еще не бывал никто до тебя. Доказать себе самому, что все-таки вышло. Самое большое наслаждение, когда так получается.

«ДЛ»: И еще – адреналин?
– В такие моменты – скорее любовь.

«ДЛ»: Олег Александрович, есть ли у вас хобби?
– Общение. Работа состоит из постоянного общения. Не только рабочего, но и общения-настройки человеческих отношений на деловой лад. Человек как инструмент: чтобы на нем что-то сыграть, надо отладить, потратив много времени. На решение уходит пять–десять минут, но чтобы к нему подойти, с человеком нужно пообщаться три-четыре часа – и не всегда на деловую тему. Что касается личного общения... Мой друг – моя жена, близкие – те, с кем я работаю.

«ДЛ»: Во множестве сильных определений и мощных метафор, звучавших из уст коллег Макаревича и характеризовавших главу «Кормилицы», поражает полярность. От «жесткий и даже жестокий» до «ребенок, движимый желанием узнавать новое – разобраться, изучить, понять, как работает»... Вопрос, как он характеризует себя сам, Олег Александрович, смеясь, оставил без ответа...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру