Ферменное безобразие
Сгоряча архитектурный шедевр чуть было не разобрали на куски
Этот замечательный мастер стал чуть ли не единственным советским зодчим, получившим всемирную известность. Упоминания о его оригинальных работах можно встретить буквально во всех справочниках и учебниках по современной архитектуре. Но вот самим мельниковским сооружениям повезло куда меньше: до наших дней сохранилось лишь несколько зданий, созданных Константином Степановичем. Неужели теперь одному из них грозит уничтожение?! — Корреспондент “МК” поспешил по указанному адресу.
Здание бывшего автобусного парка на ул. Образцова поражает своими необычными “пилообразными” стенами, образующими в плане гигантский параллелограм. Однако сейчас внимание привлекают отнюдь не архитектурные новации, а явно “некондиционный” вид постройки. — Кровлю на здании полностью разобрали, обнажив ажурные переплетения металлических ферм. С одного угла экс-гаража исчезли уже и сами перекрытия, — там зияет гигантская “дыра в небо”. А ведь эти стальные конструкции тоже являются большой исторической ценностью, — проектировал их не кто-нибудь, а известный инженер Шухов, автор телерадиобашни на Шаболовке...
Метаморфозы с творением Мельникова начались около года назад. К тому времени автобусный парк уже переехал в новые помещения, и огромная “коробка” на ул. Образцова опустела. Постановлением Правительства Москвы от 9 января 2001 года чудо-гараж был передан Марьинорощинской еврейской общине для устройства здесь учебно-воспитательного и спортивно-развлекательного досугового комплекса.
— Однако, никто и не думал исключать бывший Бахметьевский автопарк из списков памятников архитектуры, — поясняет специалист Главного управления охраны памятников Валерий Гончар. — В документах указано, что реконструкцию следует вести так, чтобы сохранить первоначальный вид здания и все основные элементы его конструкции.
Новые хозяева гаража нашли подрядчика, который без промедления приступил к подготовительным работам на объекте. В старом корпусе ломали внутренние перегородки, вывозили груды всякого хлама, оставшегося после ликвидации автобусного хозяйства, разбирали ветхую, полусгнившую крышу... Вслед за этим — что называется “с разгона”, — взялись и за металлические перекрытия.
В предварительно подготовленных документах на проведение реконструкции, действительно, был пункт, рекомендующий снять несколько стальных секций, чтобы специалисты могли тщательно исследовать их состояние и решить, что же делать с перекрытиями: ремонтировать, менять... Но исполнители работ черезчур увлеклись демонтажом и повели “атаку” на шуховские фермы, что называется, широким фронтом. Вместо предусмотренных для обследования двух-трех секций было снято 28 таких элементов! К счастью эту операцию “запеленговали” студенты-архитекторы, занимавшиеся обмерами Бахметьевского гаража. Они немедленно позвонили в ГУОП, и в результате все работы на будущем досуговом комплексе приостановили до тех пор, пока не будет полностью готов проект реконструкции здания.
— Сейчас специально приглашенные эксперты как раз завершают подготовку отчета по результатам обследования перекрытий, — рассказывает Валерий Гончар. — У же ясно, что состояние этих конструкций оказалось достаточно хорошим, и, вероятнее всего, старые фермы можно будет оставить на своих местах, проведя лишь небольшой ремонт... Что касается уже демонтированных секций, — увы, их следы потерялись! Однако мы будем настаивать, чтобы взамен пропавших конструкций заказчик поставил точные копии — вплоть до последней заклепочки!..
Из разговора с Валерием Федоровичем выяснилась другая, не менее серьезная, проблема, связанная с бывшим автопарком. — Долгие годы внутри громадного здания днем и ночью “пыхтели” двигатели многочисленных автобусов, периодически вытекало на пол машинное масло... В результате кирпичные стены, земля под гаражем пропитались солями тяжелых металлов и прочей гадостью. Проведением экологической экспертизы памятника архитектуры занимаются сейчас специалисты НПО “Родон”. Возможно, будущий оздоровительный центр придется основательно чистить, — вынимать толстый слой загрязненного грунта, вырубать внутренние фрагменты стен, пропитанные вредной “химией”, и заменять в них кирпичную кладку...
С ноября минувшего года Бахметьевским гаражем занялись, наконец, реставраторы-исследователи. Проекты приспособления уникального промышленного здания под оздоровительно-развлекательный центр обязательно будут рассматриваться Научно-методическим советом, Москомархитектурой... Никаких посягательств на искажение первоначального — мельниковского, облика здания реставраторы и специалисты ГУОП обещают не допустить.
P.S. И все-таки странные у нас “перетурбации” совершаются. Старейший автобусный гараж с немалыми трудностями превращают в досуговый центр, для которого, наверняка, можно было бы подыскать более подходящую “коробочку”. И в то же самое время в Москве фактически “бомжует” единственный на всю страну музей городского транспорта, — его уникальные старые автобусы, троллейбусы, грузовики стоят на временной площадкке под открытым небом! Пройдет еще неведомо сколько времени, пока для них смогут оборудовать хоть какую-то “крышу”. Разве не логичнее было бы сразу “прописать” музей транспорта в стенах памятника транспортной архитектуры на улице Образцова?