Побег

Террористические акты в США отодвинули на второй план все значимые события как в России, так и в других странах. Безусловно, это трагедия мирового масштаба. К сожалению, она сыграла на руку троим опаснейшим преступникам, сбежавшим на минувшей неделе из Бутырской тюрьмы. Внимание правоохранительных органов переключилось на предотвращение возможных терактов в России, а об убийцах-беглецах, гуляющих на свободе, фактически забыли.

Между тем этот беспрецедентный побег — своего рода наша национальная трагедия. Как могли трое головорезов, приговоренных к исключительной мере наказания за семь убийств, в буквальном смысле испариться из камеры смертников в центре Москвы? И причем за это никто не несет ответственности! Мол, во всем виноваты прогнившие полы.

Да побойтесь бога, господа чиновники юстиции. Выдавать хорошо спланированную акцию за стихийный побег...

Что же на самом деле произошло в “Бутырке”?

Вкратце напомню, как развивались события.

Жизненные пути 39-летнего Владимира Железогло, 34-летнего Анатолия Куликова и 30-летнего Бориса Безотечество пересеклись в Бутырской тюрьме в начале нынешнего лета. До этого момента о существовании друг друга они не подозревали. Объединяло же их только одно: все в разных регионах страны за убийства были приговорены к пожизненному заключению. Каждый из них подал кассационную жалобу в Верховный суд РФ и вот теперь ждал результатов. Надежды на помилование было мало...

Владимир Железогло в Красноярском крае в ходе разбойного нападения убил супружескую пару. Мужчину зарубил кухонным топором, а женщину искромсал ножом. Анатолий Куликов в Чебоксарах задушил троих людей: водителя приглянувшихся “Жигулей” и двух его детей 7 и 8 лет. Борис Безотечество в Кемерово хладнокровно зарезал пожилую женщину и ее внучку. Погибшие являлись родственниками его бывшего шефа, которому он таким образом отомстил за незначительную ссору.

Как и ожидалось, в удовлетворении жалоб всем троим было отказано. Последний из смертников выслушал решение Верховного суда РФ в последних числах августа. И теперь убийцам предстояло отправиться по этапу в спецколонию для “пожизненников”.

О том, что заключенные исчезли, стало известно около 7 часов утра 5 сентября. Пожалуй, это единственный доподлинно установленный факт. Остальное мы знаем лишь со слов работников Бутырской тюрьмы, которым, по понятным причинам, невыгодно выставлять свое заведение в негативном свете.

В полу камеры обнаружили дыру, якобы вырытую заключенными с помощью алюминиевых ложек. Подкоп вел к подземным коммуникациям, выводящим за пределы тюремной территории. В подземелье, которое, кстати, было освещено электрическими лампочками, нашли арестантские робы и военный бушлат, из чего сделали вывод, что зэки переоделись в подполе и на улицу вылезли уже в “гражданке”. Затем они поймали такси и доехали до Белорусского вокзала, а затем на перекладных — до Зеленограда.

На многочисленных пресс-конференциях чиновники Минюста упирали на то, что “Бутырка” настолько ветхая тюрьма, что сделать такой подкоп узникам ничего не стоило. И спрятать дыру в полу от надзирателей тоже очень просто — закрыть ее тряпкой, да и заставить тюремной утварью. Делов-то!

Фактически руководство ГУИНа расписалось в собственной беспомощности и в преступной халатности своих подчиненных. Ведь тюремные камеры, тем более камеры смертников, должны находиться под наблюдением круглосуточно. Их обязаны не только проверять визуально, но даже простукивать. Как можно было незаметно для охранников выдолбить цементный пол, пусть даже ветхий? Как можно было скрыть огромную дыру в полу?

За комментарием мы обратились к эксперту-аналитику, бывшему сотруднику МВД РФ, врачу-психиатру Михаилу ВИНОГРАДОВУ.

— По-моему, то, что этот побег был хорошо спланирован, видно невооруженным взглядом. И без помощников со стороны сотрудников тюрьмы здесь не обошлось. Во-первых, не выдерживает критики утверждение, что они якобы не видели, как в камере смертников готовится побег. В камере было всего три человека, и она хорошо просматривалась даже через дверной глазок. Далее. Откуда у заключенных взялись электрические лампочки? Ведь подземелье, как говорят, было освещено. Откуда у них появился план подземных коммуникаций? Ведь даже диггеры с их опытом не смогли сразу найти выход из этого лабиринта. А одежда? Ведь не могли же уголовники сбросить с себя робы и абсолютно голыми выскочить на центральную улицу столицы? А раз их тюремную одежду нашли, значит, они во что-то переоделись? Теперь — железная дверь перед выходом. Ее-то вскрыли специальной пилой. Откуда она у зэков?

Вопросов очень много. Ответов пока нет.

Первое время все надеялись, что беглецов вот-вот поймают. Должны же они были как-то проявиться. Что-то есть, где-то спать, на чем-то ехать. Их наверняка должны были видеть... Кстати, сигналов от граждан было много. Уголовники вроде бы “засветились” в Сергиевом Посаде, Одинцовском районе и еще бог знает где. Конечно, все сообщения оказались “пустыми”.

— Обычно заключенные-беглецы находятся очень быстро, — продолжает Виноградов. — Из-за отсутствия средств к существованию они стремятся добраться до ближайших родственников или знакомых. Здесь-то и попадаются. В нашем случае все трое уголовников — из дальних регионов. И если это был стихийный побег, то им сейчас очень нужны деньги, заработать которые они могут только одним способом — разбоем. Но пока сообщений о нападениях, совершенных этой троицей, не было. Значит, деньги и еда у них есть. Откуда? А также есть надежное подготовленное убежище. Все это говорит о том, что побег из “Бутырки” не был случайным. Это беспрецедентная хорошо спланированная акция, какой еще не было по крайней мере в новейшей российской истории. С этим побегом нельзя даже сравнивать побег из “Матросской Тишины” киллера №1 Александра Солоника. Там был ясен и способ побега (как вы помните, Солоник выбрался из камеры по веревке), и кто помогал беглецу (вместе с ним исчез один из охранников). Было также понятно, что за этот побег заплачена большая сумма денег, ведь на суде Солоник мог выдать заказчиков убийств, а это были, по всей видимости, влиятельные люди...

Если побег Александра Солоника можно объяснить, то кому понадобилось вытаскивать трех смертников, обычных уголовников-рецидивистов, не отличающихся ничем выдающимся в криминальном мире, совершенно непонятно. Заплатить за себя они не могли — сами нищие. Тогда кто проплатил этот побег? Ведь счет идет на сотни тысяч долларов.

— Здесь надо очень внимательно проследить связи этой троицы по месту совершения ими преступлений, — считает Виноградов. — Скорее всего вытаскивали из “Бутырки” только одного, а остальные вышли “за компанию”. И от них вполне уже могли избавиться.

Давайте попробуем прикинуть, кто из этих троих заслуживает особенного внимания.

Владимир Железогло. Имеет две судимости. В 1999 году сколотил банду, которая промышляла на территории Красноярского края разбоями и грабежами. Человек сильный и волевой. Кстати, прокурор и следователи из Канска (именно в этом городе совершил свое последнее кровавое преступление Железогло) боятся мести сбежавшего из СИЗО смертника. Прокурор Канска Аркадий Буев сообщил, что Железогло, уже находясь под стражей, неоднократно угрожал расправой следователю. По словам прокурора, “это страшный человек, который ни в коем случае не должен находиться на свободе”.

— Хоть он и главарь банды, — комментирует ситуацию Михаил Виноградов, — но все его угрозы — обычный блеф. Многие заключенные угрожают, но это лишний раз подчеркивает их беспомощность. Человек, по-настоящему способный на что-то, никогда не бросается словами.

Борис Безотечество. Ранее судим за разбой и кражу. Работал могильщиком. Как криминальная единица интереса не представляет.

— Могильщик, он и есть могильщик. Зарезал двух женщин. Интеллект нулевой. Обычный уголовник, каких тысячи.

Анатолий Куликов. Этот экземпляр из всей троицы, пожалуй, самый достойный. Ранее не судим. Женат. Работал начальником отдела сбыта одного чебоксарского ОАО. По-видимому, не любит крови — все его жертвы были задушены. Но безжалостен: не пощадил двух малышей — 7 и 8 лет.

— Из всех троих этот, пожалуй, наиболее интересный, — заключает Виноградов. — Хотя и он не выходит за рамки обычного уголовника. Из-за какой-то машины убивать детей...

К сожалению, у нас мало информации. И делать какие-либо определенные выводы на основании того мизера, что мы знаем, — просто невозможно.

— И тем не менее я считаю, что при поисках преступников отталкиваться надо не от факта побега, а от его целей. Необходимо найти ответ на вопрос, кому так сильно понадобилось освобождать этих убийц. Для чего они нужны на свободе? И единственная реальная зацепка — как следует допросить охранников “Бутырки”. То, что они кристально чистые, как нас пытаются убедить, — это сказки. Фактически все охранники в тюрьмах берут взятки. В той же “Бутырке” запросто проносят наркотики, спиртное и даже приводят женщин. Это факт общеизвестный. Сколько уж скандалов было. Так что за деньги там могут закрыть глаза на многое. В том числе и на дырку в полу...

— Но ведь, говорят, всех сотрудников “Бутырки” проверяли на детекторе лжи...

— А вы знаете, что такое детектор лжи? Это прибор, который просто определяет психоэмоциональное состояние человека по потоотделению пальцев, биению сердца, характеру дыхания... Все эти показатели в совокупности могут подсказать только степень волнения человека в данный момент. Грубо говоря, чаще забилось сердце — врет, не забилось — не врет. Но вы посмотрите на контингент испытуемых. Кто у нас работает надзирателями в тюрьмах? В основном, иногородние граждане, без образования, с комплексом неполноценности, склонные к выпивке, с расшатанной вегетативной нервной системой. Это я вам как врач-психиатр говорю. К тому же, когда тебя испытывают на детекторе лжи, ты волей-неволей заволнуешься. Так что все эти исследования вряд ли дали какой-то существенный результат.* * *Вместе с Михаилом Виноградовым мы попытались смоделировать схему этого уникальнейшего побега.

Не исключено, что подача кассационной жалобы и последующее этапирование заключенного в Москву было частью хитроумного плана: ведь, как известно, с этапа сбежать проще, чем из колонии. Договориться с надзирателями “Бутырки” не составило большого труда. За деньги они закрывали глаза на то, что в камере рыли подкоп, а заодно доставляли необходимое оборудование будущим беглецам. Когда те покинули камеру через подземный лаз, надзиратели дали им время, чтобы они спокойно ушли (зэки, как известно, даже заложили за собой проход кирпичом). Тревогу же подняли, когда уголовники были уже далеко от тюрьмы.

Вполне возможно, что узники не плутали по подземелью (на это указывает тот факт, что собаки не взяли след в подполе), а их вывели из камеры через дверь. Спектакль же с подземным ходом устроили для отвода глаз, чтобы пустить следствие по ложному следу.

Напомню, что все это — только версии. Верны ли они — покажет время.

Но в любом случае охранники Бутырской тюрьмы виновны в том, что произошло. Ведь халатность в таком деле — тоже преступление. И оно может стоить кому-то жизни...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру