На фоне политических коллизий, междоусобных войн и конфликтов, экономических кризисов в России тихо совершается телефонная революция. Пока мало кто ее заметил и считает таковой. Об IP-телефонии подробно рассказывали лишь так называемые технические и специализированные издания – близкие лишь продвинутым пользователям. "МК-Интернет" решил восполнить пробел и рассказать всем своим читателям о том, как по-новому можно серьезно экономить на междугородних и международных телефонных переговорах – участвовать в IP-революции. Хватит идти на поводу у государственных монополистов и частников, которые делают деньги на нашем общении с родственниками, друзьями и деловыми партнерами. Хватит говорить скороговорками и укладываться в минуты и секунды грабительских тарифов. Пора жить по-новому и осваивать новые способы переговоров. Ведь, как говаривал герой популярного фильма, процесс пошел. ИСТОРИЧЕСКИЕГОДЫИдея телефонных переговоров через Интернет возникла еще на заре создания глобальной сети. Когда это случилось точно, пожалуй, не скажет никто. Но официально первый разговор был зарегистрирован в 1993 году. Тогда один из исследователей-разработчиков университета штата Иллинойс Чарли Кляйн представил программу "Maven". Она была первым продуктом для передачи человеческого голоса по сети при помощи персонального компьютера.
Тогда, безусловно, никто и не думал, что Интернет-телефония станет популярным средством общения, позволяя не по-детски экономить на переговорах. Видимо, создателей прежде всего завораживала сама возможность использования компьютеров и сети в качестве устройств для передачи звука.
Параллельно ученые Корнельского университета занимались разработкой программ для видеоконференций. В том же 1993 было создано мультимедийное приложение "CU-SeeMe" (Звучит как "Вижу тебя – видишь меня"). Однако оно было изначально "заточено" под компьютеры не распространенного широко в России брэнда "Macintosh" ("Макинтош"). Позже программы были "сплавлены" в одну полнофункциональную версию, которая работала как под PC, так и под "Macintosh".
Но настоящий прорыв произошел в начале 1995 года, когда израильская компания "VocalTec" создала бета-версию первой чисто телефонной программы "Internet Phone". Израильские разработчики добились того, чтобы голос передавался по уже существовавшим и довольно популярным так называемым чатовым (chat-беседа) каналам. Момент для выпуска новинки был подобран идеально. Рынок пользователей оказался даже чуточку "перегрет". Программу скачивали тысячами. Для улучшения связи была разработана сеть специализированных VocalTech-овских серверов. Общение началось великое.
Другие предприниматели, ставшие свидетелями популярности программы и быстро оценившие перспективы ее развития, занялись собственными разработками аналогичного софта. Рынок оказался завален всевозможным программным обеспечением для Интернет-телефонии. Многие из тогдашних сетевых телефонов работали по принципу рации: сказал – пауза – услышал ответ – снова сказал. Но даже такая задержка не могла сдержать потока новых поклонников таких программ. Их прежде всего привлекала возможность звонить в любую точку света и при этом не платить за междугородние и международные звонки.
Следующим этапом стало появление в сентябре 1995 года коммерческой версии программы "DigiPhone", позволявшей общаться в "полнодуплексном" режиме. То есть можно было одновременно говорить и слышать собеседника. Так родилась настоящая IP-телефония.
Через год было объявлено о совместном проекте под названием "Internet Telephone Gateway", который должен был подключить к Интернет-phone обычные телефонные аппараты. Разработкой данного направления занялись та самая израильская фирма-родоначальница "VocalTec" и крупнейший на тот момент производитель ПО для компьютерной телефонии "Dialogic". Через специальную программу, которая позже стала называться шлюзом, они соединили обычный телефонный аппарат и Интернет.
Уже в 1998 году соединения через Интернет двух обычных телефонных абонентов стали совершенно обычным делом. Находящиеся за тридевять земель люди стали общаться по Интернет-телефонам. Новинка стала вытеснять с рынка обычную проводную телефонию.МЕСТНЫЙ КОЛОРИТНе понимаю тех, кто до сих пор звонит своим знакомым и друзьям по межгороду – через "8" по старинке. Шумы, трески несовершенных отечественных линий связи убивают жажду общения на корню. А если к этому добавить и дороговизну таких переговоров, когда одна минута оценивается так же, как целая неделя общения просто "по городу", то и вовсе возникает желание перейти на электронную почту.
Собственно через e-mail и приходилось общаться с родственниками в Англии и на Северном Кавказе до недавних пор. Пока не появился и не получил широкого распространения новый тип телефонной связи – IP-телефония. Первопроходцами в этой области, по крайней мере в России, были кустари-одиночки, которые прямо на дому устраивали для себя и друзей мини-переговорные пункты. Для этого им был необходим лишь компьютер, подключенный к глобальной сети, микрофон, наушники и "телефонная" программа. Ведь сама система работает до предела просто и надежно. Голос через микрофон оцифровывается, потом программно "запаковывается", как бы становясь файлом, и через Интернет отсылается "пакетом" к другому компьютеру, расположенному за тысячи километров. Там он снова преобразуется в аналоговый сигнал, пересылается абоненту, и его можно слышать. Обмен такими "пакетами" происходит настолько быстро, что создается впечатление нормального разговора. Правда, бывают и пустоты в подобных разговорах. Они случаются тогда, когда подводят ограниченные по пропускной способности линии доступа к Интернету. Но даже с этими провалами можно было мириться, поскольку стоимость минуты, скажем, с Плимутом вычислялась из расчета абонплаты Интернет-провайдеру. Никаких телефонных операторов. Так что, выходили сущие копейки. Целый час переговоров через компьютер стоил так же, как и одна минута через "восьмерку".
В конце прошлого года отечественная IP-телефония подошла к порогу настоящего бума. Сегодня в столице насчитывается около 40 различных частных компаний, которые серьезно занимаются этим бизнесом. Они, естественно, пошли дальше кустарей. Их клиентам уже не надо приходить на переговорный пункт, одевать наушники и ставить перед собой микрофон. Компьютерная телефонная связь сейчас предоставляется по карточкам. Звонок же делается с обычного и привычного телефона. Подходят для этой цели и уличные таксофоны с тоновым набором. Правда, для того чтобы позвонить, скажем, в Кисловодск, нужно сначала набрать московский номер компании оператора, потом ввести номер карточки и скрытый изначально под "скрэтч полосой" пин-код. И только теперь – после авторизации – можно набирать код и номер абонента. Приложенные усилия оправдывают экономию. Официально по стандартным расценкам автоматической связи разговор с 4-тарифной зоной, к которой относится Кисловодск, стоит от 2 до 6 рублей, у IP-операторов он составляет от 2 до 25 копеек. При этом не важно, говорите ли вы просто по телефону или посылаете факсы. Последние, в отличие от традиционных способов пересылки, проходят всегда качественно и без искажений.ТРЕНИРОВКА ПАЛЬЦЕВЕдинственным препоном для многих потенциальных IP-абонентов остается способ набора номера. Чтобы дозвониться через глобальную сеть, нужно набрать для начала номер оператора связи. Это по Москве 7 цифр. Потом ввести пин-код – еще семь или 10 нажатий на кнопки. Дождаться подтверждения авторизации и только после этого код страны, региона (без "восьмерки") и наконец сам номер. Это дополнительные 12 – 14 цифр. Итого получаем до 31 действия. Многовато. Чисто практически такая система набора несложна, поскольку делится на отдельные друг от друга сегменты. Привыкнуть к ней можно. Но психологически большинству людей переступить порог многоступенчатого набора довольно сложно. Устаревший уже постулат — чем длиннее набор, тем дороже будет разговор, прочно забит в головы пользователей. Операторам IP-связи приходится проводить со своими клиентами отдельные консультации, разъясняя принципы и работу всей системы. Длинные пины необходимы, как составные безопасности счетов клиентов.
Преодолеть препон может новейшая система автоматической регистрации, или АОН. Она уже появилась в перечне услуг наиболее продвинутых компаний-операторов. Для того чтобы сэкономить время и не вводить каждый раз секретные коды, нужно только один раз заполнить специальную форму и зарегистрироваться на официальном сайте фирмы-провайдера. После введения номеров пин-кода, собственно карты и телефона, с которого будут производиться звонки, программа Интернет-телефонии будет автоматически "прописывать" каждый последующий звонок и проводить авторизацию. Но даже при такой системе дозвона сначала набирается оператор, а потом номер абонента, то есть до 17 цифр. Такой вариант почти в два раза сокращает время. Особенно система удобна для владельцев сотовых телефонов, у которых, в отличие от остальных, каждая секунда – это дополнительные центы, списываемые со счета. Тем не менее, набор номера все еще долог. Сейчас разработчики программного обеспечения совместно с крупными компаниями-операторами проводят специализированные исследования в области усовершенствования системы дозвона. Наверняка в ближайшее время появится какая-то новая возможность, которая сократит набор абонента до минимума. К примеру, выход на оператора – 7 цифр, далее уже описанная автоматическая регистрация, а затем всего лишь одна цифра, под которую будет предварительно запрограммирован самим клиентом телефонный номер контакта, которому он часто звонит. Эдакий вариант “горячей” клавиши. Получаем только 8 цифр набора. Удобно? Бесспорно, а главное – быстро и просто.ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДСреди других удобств, которые предлагают клиентам IP-телефонные операторы – глобальный роуминг. Не стоит путать его с роумингом сотовых компаний. Последние берут деньги за предоставляемую возможность звонить по любимой мобилке с привычным номером практически из любой страны мира и получать на нее же входящие звонки по-"старому", то есть изначально зарегистрированному, скажем, московскому номеру. IP-операторы не привязаны к конкретным трубкам. Они продают карточки, по которым можно звонить в десятки раз дешевле, чем по обычным телефонам, не говоря уже о сотовых. Так, звонок в Россию из не самой звездной гостиницы в Европе обойдется туристу в 3-5 баксов за одну минуту. По IP-карточке же та же самая минута стоит уже 0,3 доллара. Такая разница объясняется тем, что в обычном режиме турист использует междугороднюю дорогую связь. В Интернет-версии он уже звонит по местному телефону. Просто иностранный оператор, который является партнером отечественной IP-компании, он регистрирует российскую карту и предоставляет пользователю те же услуги, что и внутри РФ. Понятное дело, что в Англии этот местный телефон дозвона до оператора связи отличается от аналогичного телефона в Австрии. Обычно подобные списки "контактных" номеров вывешиваются на страницах сайтов IP-операторов, посвященных глобальному роумингу. Тарифы в этих странах могут незначительно разниться, но все равно они будут дешевле в несколько раз, чем в стандартной связи.
Еще дешевле будет звонить прямо с компьютера, имеющего выход в Интернет, в любую точку мира. Поскольку при этом исчезает первое звено – дозвон до оператора связи, то компании, работающие в сфере IP-телефонного бизнеса, предлагают за такие звонки дополнительные скидки. Они могут составлять от 10 и до 20 процентов от тарифов с "телефона через Интернет на телефон". Например, звонок из любой точки мира на любой московский телефон будет стоить 0.07 доллара. Для того чтобы так звонить и при этом существенно экономить, нужно установить на свой компьютер программу для голосовой связи через Интернет, к примеру VocalTec IP-Phone Lite. Благо она весит немного и занимает всего 2.4 Mb. После завершения инсталляции необходимо будет один раз ввести в диалоговом окне регистрационные данные. А затем приступать к обзвону друзей и знакомых. Только учтите, компьютер должен быть мультимедийным, то есть в нем должна стоять звуковая плата, подсоединены наушники (колонки) и микрофон.НЮАНСЫУ IP-телефонии есть свои характерные особенности. Во время разговора с абонентом иногда возникают незначительные задержки. Максимальное "торможение" звука может составить до 300-400 миллисекунд. Все зависит от того, сколько времени требуется компьютерам и аппаратному оборудованию, чтобы создать цифровой аудиосигнал. Чтобы понять, сколько же это получается в реальных цифрах, надо учесть, что человеческое ухо не воспринимает задержки менее 250 миллисекунд.
Для уменьшения возможных потерь сигнала хорошие компании используют только современные технологии и последние решения передовых фирм-разработчиков. По данным последней статистики, средние суммарные задержки по звонкам у столичных оператовров Интернет-телефонии составляют не более 150 миллисекунд. Это ничтожно маленькие паузы, зарегистрировать которые можно только специальными приборами. Во время разговора они не будут ощущаться. А если абонент пользуется изначально хорошим каналом связи (доступа к провайдеру IP-телефонных услуг), то таких пауз не будет вовсе. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА"Разброс" IP-телефоных цен обусловлен тем, что все компании, занимающиеся этим бизнесом, – частные, среди них очень высока конкуренция и борьба за клиентов. Поэтому они снижают цены и предлагают всевозможные льготные тарифы. Именно в этой части имеется существенный нюанс. У каждой из компаний есть свои приоритетные направления, по которым они и могут снизить стоимость до символических двух копеек. Но это вовсе не значит, что при звонке, скажем, в Тюмень у этой же компании будут самые выгодные расценки. Для того чтобы не ошибиться с выбором карты, следует вначале определиться со своими приоритетными направлениями предстоящих разговоров. Потом из списка подходящих телефонных компаний выбрать ту, у которой услуги не только дешевле, но и качественнее. С мнениями пользователей по этому поводу можно ознакомиться в Интернете на соответствующих сайтах в разделах форумы. Но даже при самых "дорогих" IP- тарифах экономия при междугородних и международных звонках будет составлять до 80 процентов. Если приходится звонить с сотовых телефонов, то выгода будет еще больше.
Кроме того, на таких сайтах теперь можно заявить еще и закрытый тендер. Сообщить через те же сайты компаниям, занимающимся IP-телефонией, о том, что вы собираетесь звонить в течение полугода, к примеру, по телефонам в Санкт-Петербурге, Калининграде и Ханты-Мансийске. Возможно, будут и другие звонки, но эти направления являются для вас приорететными. Заинтересованные в вас, как клиенте, компании (они борются за каждого абонента) по электронной почте сообщат, какие выгоды и по каким тарифам они могут предложить. Естественно, цены будут ниже, официально представленных. Из обилия предложений останется только выбрать то, которое максимально отвечает вашим запросам.
Сами карты доставляются по Москве курьерской службой бесплатно, если их номинал больше 20 долларов. За доставку карт с меньшим количеством единиц придется отдать курьеру 30 рублей. Но даже этот незначительный расход будет с лихвой компенсирован при звонках.
Скорее всего, в ближайшие годы, когда о новой телефонии узнают не тысячи, а миллионы пользователей, старая система звонков через "восьмерку" отомрет вовсе.
Совсем недавно в рунете появились виртуальные фирмы, которые называются салонами IP-связи. Они специализируются на подборе хорошо зарекомендовавших себя операторов компьютерной телефонии. Вкупе они представляют как бы идеального оператора телефонных услуг. Таким образом, салоны могут предложить своим клиентам лучшие на сегодняшний день расценки и условия для звонков в любую точку мира.
К началу 2000 года число людей, которые регулярно использовали IP-телефонию, составляло, по оценкам экспертов-аналитиков, около 16 миллионов человек. Причем, прирост пользователей ежегодно составляет до 150 процентов. Ожидается, что в 2002 году до 11 процентов всех междугородних и международных звонков будет производиться через IP-каналы связи.ГДЕ, ПОЧЕМ?К счастью, карточки IP-телефонии стали уже очень распространенным и известным продуктом. Их можно приобрести практически везде. В частности, ими торгуют специализированные дилерские центры, салоны сотовой связи, Интернет-магазины. Кстати, один из самых дешевых и удобных способов заказа карточек реализован именно через Интернет-порталы IP-телефонных компаний. Здесь все карты представлены в номинале по 10, 15, 20, 50 и 100 долларов. Причем, если стоимость карты выше 20 зеленых, то курьеры компании доставят ее по указанному клиентом адресу абсолютно бесплатно.
Также карты распространяются и через туристические фирмы. Правда, последние могут незначительно увеличить за них плату, поскольку оказывают по сути посреднические услуги и должны получить свой процент.
Скажу по опыту бывалого пользователя, 20-долларовой карточки хватает на полмесяца ежедневных 2-минутных переговоров с Англией. Если бы также часто пришлось разговаривать через "8", то всей зарплаты не хватило бы на их оплату. Причем, по качеству связи замечаний нет. IP-телефония работала даже лучше стандартных линий.