Что больше всего может мотивировать студента к занятиям наукой? Конечно, ощущение собственной значимости, причастность к решению актуальных задач российской экономики и общества в целом. Помогают приобщить студентов российских вузов к настоящим, «взрослым» проектам Передовые инженерные школы.
ПИШ — это уникальная площадка для объединения науки, образования и бизнеса. Здесь студенты получают возможность не только освоить дополнительные теоретические знания, но и получить опыт работы над реальными проектами вместе с индустриальными партнерами. Например, в области искусственного интеллекта и ИТ, передовых производственных технологий, биологии, медицинском приборостроении, машиностроении и во многих других направлениях.
На сегодняшний день в России действует 50 передовых инженерных школ в 23 регионах, сотрудничество ведется с более чем 250 компаниями из различных отраслей. Например, в ПИШ Пермского политеха создают решения в сфере авиационного двигателестроения, a в РНИМУ имени Пирогова — готовят кадры в сфере медицинской инженерии.
Президент России поручил расширить эту программу и развернуть по всей стране сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Зачем медикам знание компьютерной лингвистики
В последнее время набирает популярность компьютерная лингвистика. Специалисты такого профиля разрабатывают алгоритмы и методы машинного перевода, программируют системы извлечения и поиска информации из большого объема текстов. Быстро перевести текст или составить новый (причем на любом языке) при помощи разработанного чат-бота можно за секунды. Разработчиков таких программ готовят на базе ПИШ Самарского медицинского университета Минздрава России.
По словам руководителя Лингвистического центра вуза Галины Александровой, уровень подготовки в ПИШ высок. Ее выпускники смогут в дальнейшем работать в компаниях, занимающихся созданием программных продуктов для распознавания речи.
Компьютерный лингвист — одна из самых перспективных профессий, которая, несомненно, будет иметь серьезное развитие как в медицине, так и в других нишах, резюмирует эксперт.
Студенты покоряют моря и науки
Нацпроект «Наука и университеты» открывает двери в удивительный мир морских исследований для студентов, аспирантов и молодых ученых. Именно для них уже много лет реализуется уникальный всероссийский проект «Плавучий университет», в котором приняли участие более 2,5 тысячи человек. Увлекательные морские научно-образовательные экспедиции студентов и их научных руководителей в различных морях и океанах позволяют юным исследователям быстрее начать свой путь в карьере ученого-океанолога по принципу «обучение через исследования», а институтам — пополнять свои ряды талантливыми специалистами.
В 2024 году студенты российских вузов стали участниками нескольких морских экспедиций в Арктике, на Балтийском море и у берегов Камчатки. Для участия в проекте было подано свыше 2 тысяч заявок по 32 научным направлениям. Из них прошли конкурсный отбор по мотивационным письмам и очное обучение 916 человек. Зимняя научная школа, которая является первой ступенью участия в проекте «Плавучий университет», проходила в феврале на 11 площадках в восьми городах России: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, Севастополь, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Архангельск. И с мая по сентябрь сформированные экспедиционные группы приняли «на борт» следующие «плавучие университеты»: Арктический, «Профиль Балтики», «МФТИ-ИО РАН», «ЮНЕСКО-МГУ» и Тихоокеанский.
В этих пяти экспедициях участники погрузились в мир комплексных научных исследований распределения водных масс в Мировом океане, их гидрохимических и гидрофизических параметров. Они изучили газообмен в водной среде и придонную флюидоразгрузку, сделали оценку биоразнообразия морских экосистем, смоделировали их устойчивость под воздействием различных природных и антропогенных факторов. А также апробировали в открытом море различные современные технологии, включая спутниковое зондирование для мониторинга вредоносного цветения водорослей и робототехнику для выполнения сложных технических операций под водой.
По возвращении все студенты вместе с научными наставниками представят предварительные результаты своей работы в экспедициях на XIII Международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование» (MARESEDU 2024).
Научный руководитель одной из экспедиций программы «Плавучий университет» Института океанологии РАН-МФТИ Александр Осадчиев в течение 41 дня изучал со своей группой систему течений в Карском море и море Лаптевых.
Участникам «Плавучего университета» удалось выяснить, что изменчивость температуры атлантических вод в Арктике в большей степени зависит от исходной температуры этих вод на входе в Баренцево море, чем от их охлаждения при теплообмене с более холодными водами поверхностного слоя. Эти результаты важно учитывать в разрабатываемых климатических моделях Северного Ледовитого океана.
Фото: Самарский медицинский университет Минздрава России, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Московский физико-технический институт