Из хобби в прибыльный бизнес
Пример, который можно считать одним из самых показательных: в центр «Мой бизнес» обратилась девушка, которая делала кокошники (бижутерия с использованием янтаря и других камней). Это было ее хобби. Она принимала участие в городских ярмарках со своими украшениями. В центре «Мой бизнес», созданном по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», ей зарегистрировали ИП, сделали сайт, оформили брендбук, создали сам бренд – «Русская корона». Во время чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе и благодаря нашим колоритным болельщикам, кокошники стали очень модными. По линии поддержки экспорта предприниматель приняла участие в выставке в ОАЭ. В результате в течение одного года хобби девушки превратилось в конкретный бизнес с числом сотрудников порядка 8 человек, с разными линейками кокошников – от 3 до 50 тыс. рублей. К слову, благодаря маркетплейсам география продаж расширилась от Северной Америки до Австралии. Показательный пример от идеи до успешной реализации.
«Налоги – это последнее, о чем готов думать молодой бизнес»
Наталия МАКСИМОВА, предприниматель, автор бренда нижнего белья для девушек:
«С начала 2021 года я занимаюсь разработкой натурального нижнего белья для девушек с нестандартными размерами. Деятельность я начала в качестве самозанятой, но быстро оказалось, что часть поставщиков материалов не работают с такой формой юрлица, поэтому пришлось оформлять ИП.
В середине прошлого года я получила рассылку с информацией о проходящем бизнес-акселераторе. Подала заявку и поступила на него. Обучение проходило большей частью в формате онлайн, были и офлайн-мероприятия.
Ввиду того что у меня имелся сильный математический багаж (по образованию я инженер и длительное время занималась преподаванием точных наук), построение финансовой модели, декомпозиции планов продаж меня не сильно интересовали. В условиях современной геополитической картины мира и экономической ситуации эффективнее сначала начать делать продукт, а потом уже считать и строить модели.
Где найти поставщиков материалов, как обеспечить себя качественной фурнитурой, какое из производств будет шить не костюм из футера (один из видов хлопкового трикотажа), а нижнее белье? Какую стратегию выбрать для грамотной работы с маркетплейсами? Эти вопросы больше относятся к практической стороне бизнеса, а потому оказались более актуальными.
На мой взгляд, в этом акселераторе не хватило части по смене взгляда. Как человек, работающий в найме с 13 лет, я поймала себя на ощущении, что непросто менять мышление от привычной работы за зарплату на формат заработка предпринимателя.
Так, из-за длительности всего цикла мне приходилось несколько раз выходить на работу, пока я ожидала поставки тканей, пошива партий: это все достаточно удручающие обстоятельства, ввиду того, как сильно ты хочешь развивать свое дело. В итоге, по окончании акселератора, на руках у меня была красивая математическая модель бизнеса и полное отсутствие практических результатов.
В середине января на выпускном из этого акселератора я выступала на инвест-питче, в котором в комиссии не было людей, относящихся к производству или работе с маркетплейсами. Опыт был получен колоссальный, но до инвестиций проект так и не был доведен.
Впрочем, стоит отметить, что после выпускного организаторы этого проекта продолжают поддерживать связь с участниками. Например, меня направили на несколько конференций, относящихся как к индустрии легпрома, так и к направлению устойчивого развития. На этих мероприятиях я уже познакомилась лучше с людьми непосредственно из сферы своего бизнеса, в том числе расширила базу производственников.
Среди актуальных мер поддержки меня интересует предоставление кредитов по пониженной ставке для предпринимателей с датой регистрации менее года. Тоже хорошая инициатива, и все же есть вещи важнее денег – это рекомендации и связи. У меня отличная кредитная история, мне выдали бы достаточно большую сумму, но мы просчитали бюджет и решили, что заемные средства – это не то, что сейчас нам нужно.
Также меня приглашали на обсуждения введения новых мер госпомощи по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», что очень важно, так как можно напрямую выразить свои пожелания. Одна из обсуждаемых мер поддержки – оформление налоговых каникул на первые 12 месяцев деятельности. Для молодого бизнеса в первый год работы налоги – это последнее, о чем готов думать предприниматель».
«В марте пережили сложный момент, когда надо было принимать принципиальное решение»
Артем СОРОКИН, председатель совета директоров компании по производству детских площадок:
«Наша компания производит детские площадки и поставляет их по госконтрактам и крупным девелоперам. Являемся средним бизнесом, входим в реестр МСП. В этом году активно используем меры господдержки, благодаря которым прокредитовались на 250 млн по льготным ставкам, вовремя закупили товары и, несмотря на непростую ситуацию в экономике, сейчас успешно поставляем игровое оборудование для дворов городов России, являясь одним из лидеров этого рынка.
Хотя в марте мы пережили сложный момент, когда надо было принимать принципиальное решение по развитию бизнеса и выбирать между активной работой по замещению импортных компонентов и инвестированию в разработки и осторожной стратегией, основанной на снижении темпов выпуска «до лучших времен». Выбрали первое и за 3 месяца прошли этап от дизайна до установки во дворы новой серии продукции, способной заменить импортные аналоги. Вряд ли бы у нас это получилось без своевременной помощи со стороны государства и без нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Читайте также: Куда предпринимателю обратиться за знаниями: эксперты дали эффективные рекомендации
Небольшим предпринимателям – большое плавание: куда обратиться для получения реальной помощи
Масштабное дерегулирование: мораторий на проверки бизнеса позволил предпринимателям выдохнуть