Кирилл Лило, руководитель Ассоциации институтов развития предпринимательства (АИРП), директор Центра поддержки предпринимательства Калининградской области:
– Чаще всего предприниматели используют сарафанное радио. Они общаются со своими коллегами и принимают от них советы и рекомендации. Но тут есть определенный риск. Если путь предпринимателя, с которым вы советуетесь, был достаточно тернист и сложен, то не всегда его совет будет правильным. И тут возможны варианты. Так, в России есть цифровая платформа мсп.рф, созданная по национальному проекту «Малый и средний бизнес». В ближайшее время на ней окажется большое количество федеральных и региональных мер поддержки. Но если предприниматель находится в регионе, не может корректно сформулировать свою потребность и для него важно человеческое общение, то ему я бы порекомендовал обратиться в региональный центр «Мой бизнес». Сегодня именно в этих центрах концентрируются все меры поддержки, причем по разным направлениям. Это не только меры поддержки от Минэкономразвития, но и от Минсельхоза, Минсоца, Минпромторга. Самое главное, в таких центрах могут дать квалифицированные ответы на все возникшие вопросы. Необходимо также ознакомиться с ошибками, которые уже сделали другие предприниматели. Данная информация доступна в центрах «Мой бизнес».
Алексей Грищенко, заместитель генерального директора по образовательным проектам АО «Деловая среда»:
– Вместе с аналитическим агентством НАФИ мы проводили исследование по финансовой грамотности предпринимателей. Согласно результатам, 31% обладает низким уровнем финансовой грамотности. Средний уровень – у 45%, а высокий всего лишь у 24% граждан. Получается, что 76% респондентов, а это подавляющее количество предпринимателей, обладают низким или среднем уровнем финансовой грамотности. При этом 47% принимают решения по развитию бизнеса, опираясь на советы членов семьи или друзей, а это не те люди, которые являются экспертами в этой области. Это проблема. Качественная образовательная поддержка позволяет предпринимателям принимать более грамотные решения. У граждан есть несколько вариантов, где получить соответствующую помощь. Во-первых, это вузы. Каждый регион предоставляет образовательные услуги предпринимателям. Проблема в том, что бизнесмены не доверяют теоретикам. Как правило, такие знания максимально оторваны от реального положения дел. Другой вариант – это платные образовательные программы для предпринимателей. Тут есть и по-настоящему качественные предложения, и сомнительные (всегда найдутся те, кто просто хочет заработать на продаже своей программы). Третий вариант – центры «Мой бизнес», созданные по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это реально работающая инфраструктура. Предприниматель может обратиться туда по любому возникшему вопросу. Что касается грамотности, то Минэкономразвития, исходя из запросов граждан, аккредитовало порядка 800 образовательных программ на базе центров «Мой бизнес». Как правило, они направлены на различные целевые группы. Например, есть программы, предназначенные для тех, кто только планирует начать заниматься своим делом. Есть также отдельные программы для самозанятых и действующих предпринимателей. Можно еще добавить про образовательные платформы. Например, в 2018 году «Деловая среда» совместно с Минэкономразвития России разработала образовательную платформу для предпринимателей. За это время более 1 миллиона предпринимателей прошли обучение на платформе.
Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития России:
– С 2019 года на различных программах обучились уже более полумиллиона человек. Совместно со Сбером и другими организациями мы изучили образовательный опыт порядка 1 200 компаний и организаций из всех регионов России. Все вместе они провели более 4 000 уникальных курсов для представителей бизнеса и потенциальных предпринимателей через региональные центры «Мой бизнес», созданные по проекту «Малое и среднее предпринимательство», и другие организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В июне на Петербургском международном экономическом форуме были представлены результаты исследования по определению индекса предпринимательской образовательной активности в регионах РФ. В рамках исследования был рассчитан среднероссийский показатель «обученности» населения. Он составил девять человек на одну тысячу экономически активного населения. Исследование показало, что наиболее активно учатся люди до 45 лет (92%), из них молодежь до 25 лет составила 45%. В числе прошедших обучение женщин оказалось на 4% больше, чем мужчин (52% против 48%). В основном это обусловлено тем, что курсы, направленные на развитие женского предпринимательства, более распространены. Основная аудитория курсов для предпринимателей (48,5%) – представители уже действующего бизнеса, юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. На втором месте – школьники и студенты (25,2%). Доля работников по найму, среди которых могут быть как люди, уже работающие в малом и среднем бизнесе и повышающие уровень своих знаний, так и только желающие открыть собственное дело, составила 21%. Доля безработных и других групп – менее 5%. Корпорация МСП и центры «Мой бизнес» регулярно работают над актуализацией образовательных программ для предпринимателей. Есть как крупные программы, действующие во всех регионах, так и интересные региональные практики, например программа «Начни свое дело» Пермского края. Проект направлен на снижение уровня безработицы в регионе, вовлечение в предпринимательскую деятельность, создание новых субъектов МСП, в том числе социальных. За 2021 год в Пермском крае после этой программы запущено 650 новых бизнес-проектов, создано 220 новых СМСП, а это 3% в общем количестве по региону, в том числе 10 осуществляют деятельность социальной направленности, также зарегистрировано 55 самозанятых. Знания, которые предприниматели получают на различных программах и которыми они должны обладать в рамках своей деятельности, – это финансовая и юридическая грамотность в области предпринимательства, основы маркетинга и бизнес-стратегии, источники капитала и финансовое планирование, а далее на этот фундамент могут добавляться специфические знания в определенных сферах бизнеса или конкретные бизнес-скилы.
Читайте также: Как государство помогает предпринимателям: бизнесмены рассказали о насущном
С чего начать молодому предпринимателю: эксперт дал практические советы
Куда предпринимателю обратиться за знаниями: эксперты дали эффективные рекомендации