Для отечественных производителей открыто окно возможностей на международных рынках

Здоровая красота с российскими корнями

Зарубежные бренды косметики и парфюмерии, производители медицинского оборудования продолжают уходить с российского рынка, но в стране есть свои достойные конкуренты. Что важно, они справляются с внутренним спросом. Кроме того, в их продукции заинтересованы покупатели из других стран. Для отечественного бизнеса действует комплексная система мер государственной поддержки благодаря национальным проектам России. В свою очередь, выйти на внешние рынки и заключить сделки с международными партнерами отечественным компаниям помогают меры господдержки по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт».

Здоровая красота с российскими корнями

Оборудование на экспорт

Нынешняя геополитическая ситуация влияет без исключения на все. Российское здравоохранение — не стало исключением. Медицинские изделия — это широкое понятие, которое включает в себя инструменты, аппараты, имплантаты, реактивы в пробирке, расходные материалы, приспособления, приборы, мебель и другие изделия. Так вот, на рынке медизделий объемом более 700 млрд руб. импорт занимал 85%. Сейчас ситуация следующая: одни иностранные бренды приостановили сотрудничество с Россией, другие продолжают поставлять свою продукцию, но с перебоями: логистические цепочки стали сложнее, появились проблемы с оплатой. Однако, несмотря на все возникшие сложности, ассортимент медицинского оборудования в стране не иссяк. Отечественные компании сами производят суперсовременное высокотехнологичное оборудование, которое не только не уступает иностранным аналогам, но и превосходит по соотношению цены и качества.

Взять, к примеру, слуховой аппарат «Руна». Особенность устройства в том, что, по сути, это миниатюрный суперкомпьютер, который можно настраивать и программировать под конкретного человека. «Руна» — первое подобное устройство, полностью разработанное и созданное в России. Производит его компания «Исток-Аудио», специалисты которой создают реабилитационное и медицинское оборудование для людей с ограниченными возможностями уже 30 лет. В том числе для тех, у кого есть проблемы со слухом, и тех, кто не слышит вообще.

Между тем в России общий объем рынка слуховых аппаратов составляет 350 тыс. штук, из них 200 тыс. — доля импорта. Традиционно самыми сильными игроками на рынке слуховых аппаратов были компании, базирующиеся на территории Евросоюза: из Дании, Германии и Швейцарии. Группа компаний «Исток-Аудио» в среднем ежегодно продает 140 тыс. слуховых аппаратов как импортного, так и собственного производства.

«Производственные мощности Группы компаний «Исток-Аудио» позволяют производить 300 тыс. слуховых аппаратов в год, — говорит генеральный директор крупнейшего в России предприятия-производителя реабилитационного оборудования — Группы компаний «Исток-Аудио» Иван Климачев. — Уже определены поставщики элементной базы и перенастроена логистика. В кратчайшие сроки мы провели редизайн ряда серий слуховых аппаратов. Все это потребовало больших усилий, но уже сейчас мы не имеем серьезных проблем».

Наши производители могут насыщать своими аппаратами не только собственный рынок, но и поставлять их иностранным покупателям. Например, правительство Ярославской области и региональный Центр поддержки экспорта помогли создателям инновационного электроимпедансного маммографа презентовать свою разработку на престижном медицинском конгрессе в Мексике. ПКФ «СИМ-Техника», создавшая новую методику выявления рака молочной железы на ранних стадиях, успешно работает с клиниками области и осваивает внешние рынки.

Исследователи из Ярославля уже продемонстрировали инновационную технологию профессиональному сообществу на IV Латино-Американском конгрессе по биоимпедансу — CLABIO 2021. Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с клиниками Мексики, Бразилии и Чили.

«Если есть потенциал экспортного продвижения — однозначно надо выходить на международные рынки, — говорит коммерческий директор ПКФ «СИМ-Техника» Максим Цофин. — Мы с 2005 года занимаемся внешнеэкономической деятельностью и нацелены на частичную локализацию производства за рубежом. В начале было сложно, нами интересовались только исследователи, не существовало и системы господдержки экспортеров. Однако сейчас представляем уже пятую версию своего оборудования, постоянно совершенствуем программное обеспечение. Как представители малого бизнеса, мы начали получать услуги в Центре экспорта и стремимся освоить рынок Латинской Америки».

Эти цифры вполне точно отражают происходящее на рынке. Стоимость зарубежной продукции выросла, а некоторые бренды и вовсе пропали, на этом фоне потребители ищут отечественные альтернативы, которые зачастую оказываются более бюджетными.

Между тем доля российских компаний в мировом производстве (а общий объем парфюмерно-косметического рынка в 2021 году оценивался в $493 млрд) составляет всего 0,3%, лидерами являются США (22%), Франция (17%), Великобритания (9%), Япония (6%), Германия (5%). Ситуация на отечественном рынке сложилась иначе. Доля российских производителей доходит до 30%, но большая часть рынка все равно находится под импортом и представлена компаниями из Франции, Италии, Германии, Южной Кореи, Польши. Сейчас поставки продукции из этих стран находятся в режиме паузы, а это значит, что у отечественных брендов появилась возможность занять освободившуюся нишу.

Весной в Минпромторге заявили, что в течение трех лет ожидается рост производства в косметической отрасли. «Сейчас уже созданы условия для серьезного роста — рассчитываем, что производство сможет показать двух- или даже трехкратное увеличение объемов в течение ближайших трех лет. В этом случае «на полке» окажется объем продукции, равный 1 триллиону рублей», — отметил глава министерства Денис Мантуров.

В июне в Минпромторге России состоялось первое заседание Совета по развитию парфюмерно-косметической промышленности, в ходе которого обсуждались текущие вопросы, уже действующие и разрабатываемые механизмы поддержки, их влияние на отрасль. Также одной из тем заседания стал доступ производителей парфюмерно-косметической продукции в торговые сети. «Производители должны соблюдать условия сетей — объемы, сроки поставок и качество всегда должны быть одинаковыми по всем регионам, чтобы потребители могли быть уверены в качестве продукции. А федеральные сети, в свою очередь, конечно, должны помогать производителям, особенно небольшим, адаптироваться», — отметил Мантуров. По словам министра, турецкие, китайские, индийские, бразильские, иранские бренды «стучатся» в РФ и рынок для них открыт, но преференции получат российские компании.

Со своей стороны, руководители ведущих парфюмерно-косметических компаний уверены, что отрасль может и готова стать одним из двигателей экономического роста. Так, например, компания «Фаберлик» работает на рынке более 25 лет и является одним из крупнейших поставщиков косметики в России и за границей. Сегодня предприятие находится в перечне системообразующих организаций отечественной экономики в сфере промышленности. Также «Фаберлик» — единственная российская компания в мировом рейтинге топ-100 парфюмерно-косметических компаний по итогам 2021 года (по версии Women’s Wear Daily).

В ассортименте производителя представлено 20 категорий товаров широкого потребления, включая товары первой необходимости: уход за лицом, телом и волосами, декоративная косметика, парфюмерия, персональная гигиена, бытовая химия, товары для детей, товары для дома и здоровья, пищевые добавки, продукты питания, одежда, обувь, нижнее белье и колготки, товары для животных и другое. Компания имеет 34 научных патента и разрабатывает ежегодно более 250 уникальных формул косметических продуктов.

Представительства «Фаберлик» открыты во многих странах мира. В 2019 году бренд стал лауреатом Всероссийской премии «Экспортер года» в Центральном федеральном округе в номинации «Экспортер года в сфере промышленности» в категории «Крупный бизнес». Конкурс проводился благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» при поддержке Минпромторга, Минэкономразвития, Минсельхоза и Минцифры. Премию учредило правительство России для поощрения организаций и индивидуальных предпринимателей, которые достигли высоких результатов в экспортной деятельности.

«Фаберлик» — далеко не единственная компания, которая с успехом развивает свой бизнес в бьюти-сфере. Например, под Оболенском построят парфюмерное производство площадью 3 тыс. квадратных метров, на реализацию проекта уже выделено 455 млн рублей. Кроме духов там будут выпускать косметику и средства гигиены. И обещают, что все будет эко.

Ранее бренд уходовой косметики «Аравия» заявил, что построит завод площадью 2,7 гектара — соглашение об этом с губернатором Подмосковья было подписано на Питерском экономическом форуме. Благодаря аренде земельного участка по ставке 1 рубль в год компания «Аравия» расширит производство косметики до конца этого года в Протвино, сообщила пресс-служба Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области.

«Срок реализации проекта — 4-й квартал 2022 года. Предприятие займется выпуском кремов для лица, рук и средств по уходу за волосами. После расширения производства на предприятии будет создано порядка 170 рабочих мест», — сообщила зампредседателя правительства, министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

За счет реализации проекта по расширению производства компания заместит на российском рынке зарубежную косметику. Также в планах запуск производства консервантов для собственной косметики, которые ранее завозились из Европы. Общий объем инвестиций составляет до 850 млн рублей.

Российская группа компаний «Диарси» (R.O.C.S.) — один из лидеров в области производства инновационной продукции по уходу за полостью рта, косметики и медицинских изделий. Она выпускает и дистрибутирует различные товары под брендами R.O.C.S., Lapikka, «Герпенокс», «Аргакол», Ivomed, Femegyl. Между тем продукция группы компаний представлена в 55 странах.

Компания «Уральская мануфактура» — одна из лидеров в России по производству натуральной косметики. «Всё началось с мечты — загородном доме, всём натуральном. И я увлеклась мыловарением у себя на кухне. Когда мыла стало очень много — его уже покупали все соседи и друзья, — зародилась идея о своей фабрике, — рассказала владелица компании Светлана Одегова. — Меня очень поддержал мой супруг, и вот теперь мы имеем своих покупателей и в стране, и за рубежом. И, конечно, у нас много планов и идей, в том числе по расширению производства».

Любовь к природе, красоте и здоровью, увлечение творчеством и кропотливый труд сложились в 3 бренда: Bio Mama, Pretty Garden и Святогорье. В ассортименте — шампуни, кондиционеры для волос, кремы для лица и тела, скрабы, маски, масла, бальзамы для губ и многое другое.

Фирма «Арнест» была основана в 2004 году в Ставропольском крае. Она создает собственные бренды косметики и товары бытовой химии. Компания также занимается поставками более 350 наименований парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии собственных торговых марок, в том числе в аэрозольной упаковке. Они предлагаются в магазинах по всей России и в странах ближнего зарубежья. Продукцию можно найти и в каталогах популярных маркетплейсов.

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» компания получила доступ к мерам государственной поддержки экспорта всей поставляемой за рубеж продуктовой линейки. Для внешней торговли предприятие воспользовалось сразу двумя инструментами: страхованием краткосрочной дебиторской задолженности и предэкспортным финансированием. К слову, в планах «Арнест» пятикратное увеличение экспорта к 2024 году и выход предприятия на новые географические рынки.

Как выйти на международные рынки

Выйти на международные рынки отечественным производителям, в том числе и небольшим, становится проще благодаря совершенствованию законодательства, а также консультационной и маркетинговой поддержке со стороны государства.

Для того чтобы поддержать российские компании, в ноябре 2020 года правительство благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» предоставило предпринимателям доступ к цифровой инфраструктуре поддержки экспортеров по принципу «одного окна» на платформе «Мой экспорт». В числе ее востребованных сервисов — господдержка транспортировки промышленных товаров и товаров агропромышленного комплекса, создание товарно-странового профиля со списком потенциальных покупателей, получение сертификата свободной продажи и подбор маркетплейсов.

Количество зарегистрированных пользователей цифровой платформы для экспортеров уже превысило 10 тыс. с момента ее запуска. При этом количество компаний, занимающихся экспортной деятельностью, насчитывает порядка 60 тысяч.

«За полтора года «Мой экспорт» стал востребован среди наших компаний, торгующих за рубежом. Платформой уже пользуется каждый шестой экспортер России. И ее популярность, как и количество сервисов, продолжает расти, — заявила генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина. — Когда «Мой экспорт» только запускался, компаниям были доступны четыре сервиса, сейчас же их количество увеличилось более чем в семь раз. И на достигнутом мы останавливаться не собираемся. Как и прежде, будем учитывать запросы экспортеров и внедрять новые бизнес- и государственные услуги».

Компании через личный кабинет на платформе могут получить, например, компенсацию затрат на участие в международных выставках и транспортировку продукции, воспользоваться сервисами таможенного декларирования и подтверждения нулевой таможенной ставки. Блок аналитики и бизнес-сервисов помогает компаниям оценить экспортный потенциал своей продукции, определить перспективные рынки и подобрать потенциальных клиентов. Экспортеры могут подать заявки на участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Бизнесу также доступен B2B-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта». В центре философии платформы «Мой экспорт» — потребности экспортеров. Платформа уже позволила компаниям сократить сроки подачи документов при получении специальных мер поддержки, в некоторых случаях более чем в 4 раза.

Так, на платформе «Мой экспорт» заработает платежный сервис, который позволит компаниям выставлять электронные счета, оплачивать услуги и получать подтверждения об их оплате, оплачивать услуги аккредитованных банков-партнеров и многое другое. Платежный сервис должен быть доступен пользователям с 1 апреля 2023 года.

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки. В том числе производители и поставщики могут обратиться в региональные Центры поддержки экспорта и Торговые представительства России за рубежом для поиска иностранных клиентов, анализа зарубежного рынка (спрос на те или иные виды продукции, каким требованиям иностранного законодательства она должна соответствовать).

Фото: ru.freepik.com

Читайте такжеМеждународный экспортный форум «Сделано в России – 2022» объединил на своей площадке предпринимателей и власть

Выход на международные рынки начинается с информации: в чем особенность портала «Объясняем.рф»

Какую помощь могут получить компании благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру