Вырастить профессионалов
Система профобразования и экономика страны в последние годы сталкивались с серьезными вызовами: дефицит рабочих кадров, отсутствие связующего звена между средним образованием и реальными требованиями работодателей. Другими словами, обучающие программы колледжей устаревали быстрее, чем на производствах внедрялись новые технологии.
Благодаря нацпроекту «Образование» среднее профессиональное образование получает дополнительные возможности роста. Это направление было развито в советские годы, однако после перестройки в моде оказались такие профессии, как менеджер, юрист и экономист. При этом рабочих рук и людей, работающих «в полях», становилось все меньше. Особое внимание государства к среднему профессиональному образованию позволяет восполнить дефицит кадров и восстановить престиж рабочих профессий.
Тенденциям следуют и сами учащиеся. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в последние годы около 60% выпускников 9-х классов выбирают для дальнейшей учебы колледжи и техникумы. Это уже далеко не те, кого когда-то называли «пэтэушниками». В 2000-х годах в эти заведения подавали документы только абитуриенты, которые не имели шансов и возможностей для поступления в вузы.
Сегодня картина полностью поменялась. В учреждения среднего профобразования идут целеустремленные студенты, которые ясно смотрят в будущее и знают «цену» рабочих профессий. В последние годы в России растет спрос на специальности, связанные с реальным производством. Агрономы, металлурги, железнодорожники сегодня зарабатывают даже больше, чем «белые воротнички». Практика на новейшем оборудовании, бесплатное обучение и престижная работа на ведущих предприятиях страны – от такого мало кто откажется.
Сфера образования тоже не стоит на месте. Чтобы формировать кадры нового типа, колледжи и техникумы должны пересматривать программы обучения, создавать современные мастерские и сотрудничать с предприятиями, где в будущем будут работать выпускники. Федеральный проект «Профессионалитет» как раз направлен на подготовку востребованных специалистов для ведущих отраслей экономики, где больше всего нужны рабочие руки.
Проект объединяет бизнес и профильные учреждения образования, которые адаптируют учебные программы под запросы конкретных предприятий. Компании в регионах заинтересованы в том, чтобы к ним приходили работать перспективные и хорошо обученные выпускники, а молодые специалисты мечтают найти высокооплачиваемую работу с перспективами карьерного роста. «Профессионалитет» поможет и тем и другим.
«Самое главное, что работодатели согласились сопровождать ребенка на протяжении всего периода обучения и дать ему именно гибкие профессиональные навыки, которые востребованы на конкретном предприятии, соответствуют тем требованиям рынка труда, которые выдвигает та или иная отрасль. Также они согласились выплачивать стипендии и даже заработную плату тем, кто уже работает на предприятии», – сказала вице-премьер России Татьяна Голикова.
Часто при приеме на работу вчерашние выпускники колледжей слышат: «Забудьте все, чему вас учили до этого». Эта «страшилка» уходит в прошлое, ведь благодаря «Профессионалитету» студенты получают только те знания, которые им реально пригодятся в будущем.
Промышленные гиганты вместе с колледжами создают образовательно-производственные кластеры. Уже в этом году в России создано 70 центров в ключевых отраслях экономики: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, сельское хозяйство и другие. Федпроектом «Профессионалитет» предусмотрено, что уже к 2024 году число «кластеров будущего» по всей стране достигнет 210.
«Одна из основополагающих идей «Профессионалитета» – совместное участие образовательных организаций и предприятий в подготовке кадров. Подготовку будущих работников осуществляют преподаватели – мастера производственного обучения. При этом практическая составляющая будет реализовываться именно на площадках работодателей, что позволит студентам получить достаточно серьезный опыт трудовых отношений, взаимодействия в коллективе, погружения в корпоративную культуру. Это тоже очень важная часть, наряду с профессиональными навыками, которые можно получить в мастерских образовательных организаций. Именно за счет тесного взаимодействия колледжей и предприятий-партнеров и будут достигнуты те результаты подготовки, которые запланированы, причем в более короткие сроки, чем сегодня. Сроки обучения сокращаются до двух лет – для рабочих профессий и специальностей, до трех лет – для более технологичных», – прокомментировала руководитель базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций Ольга Клинк.
Именно работодатели знают, какими навыками должны обладать их будущие сотрудники. Качество образования здесь играет самую главную роль. Без хорошо подготовленных специалистов невозможен и экономический рост. Федпроект «Профессионалитет» позволяет бизнесу «влиться» в этот процесс и стереть грань между образовательным учреждением и работодателем. Компании могут сами формировать запрос к колледжам, выступать наставниками для студентов, предоставлять свои площадки для практики.
Читайте также: Колледжи 2.0: среднее образование в России становится популярнее
Мастера своего дела: в России поднимают престиж рабочих профессий
Компетенции будущего: как в России модернизируют профессиональное образование