Программа модернизации центров занятости работает в большинстве регионов страны уже не первый год. Запуск проекта пришелся на пандемию коронавируса. Тем не менее, несмотря на сложности, регионы уже могут похвастаться реальными результатами. Кадровые консультанты помогают работодателям подбирать именно тот персонал, который лучше всего подойдет для той или иной вакансии. То есть из стихийного поиска подбор сотрудников превратился в четко выстроенный алгоритм.
Один из регионов, в которых успешно реализуется программа адресной помощи работодателям, – Пермский край.
Деятельность по модернизации центров занятости здесь находится на контроле у губернатора Дмитрия Махонина. Как рассказал министр социального развития Пермского края Павел Фокин, за два года в регионе удалось реализовать адресные меры поддержки работодателей, принимающих безработных граждан.
– Из резервного фонда правительства Пермского края в период пандемии выделялись средства на предоставление субсидий работодателю за каждого гражданина, принятого на работу по направлению службы занятости. Сегодня это реализуется за счет федеральной поддержки, – рассказал Павел Фокин.
По словам министра, работодатели активно стали обращаться в центры занятости за помощью в подборе персонала. Приоритетным направлением деятельности службы занятости в регионе определена работа по закрытию кадровой потребности и выстраиванию эффективных отношений с работодателями.
В регионе был создан специальный сектор рекрутинга в управляющем ЦЗН, который решает задачи по набору персонала по всему Пермскому краю. Более того, специалисты в центрах занятости помогают работодателям, которые сами зарегистрированы в одном муниципалитете, а рабочие места имеют в другом. То есть железной привязки к месту у персональных кадровых консультантов нет: они помогут подобрать специалиста вне зависимости от локации.
Основная технология работы в рамках модернизации – это отработка закрытия вакансий за счет всего экономически активного населения региона, а не только из числа тех, кто стоит на учете в центрах занятости.
В качестве флагманских центров занятости (кадровый центр «Работа России») определены точки в Березниках, Чусовом и Кировском районах Перми – это центры сосредоточения промышленных предприятий, инвестиционных проектов, то есть это территории с высокой кадровой потребностью и низкой обращаемостью безработных в ЦЗН.
Руководитель флагманского кадрового центра в Березниках Марина Мариева рассказала, как выстраивается работа с клиентами-работодателями, которые испытывают дефицит сотрудников.
– Алгоритм работы с работодателями един для всех территориальных центров занятости. Работодатель, разместив перечень вакансий на предприятии, подает заявку на подбор сотрудников через личный кабинет на портале «Работа России». После этого начинается работа закрепленного за ним кадрового консультанта. В штате нашего кадрового центра их восемь.
Кадровый консультант действует по отлаженному алгоритму. Сначала он выясняет, какие работники могли бы подойти работодателю. Если подходящий кандидат нашелся и работодателю по всем критериям он подходит, консультанту на сведение потенциального сотрудника с работодателем понадобится всего 15–30 минут. Однако чаще получается, что предприятиям нужны квалифицированные кадры или рабочие узких специальностей.
– В этом случае консультанты предлагают обучение сотрудников, в том числе по национальному проекту «Демография». Наиболее востребованы в городе слесари-ремонтники, лаборанты химического анализа, электромонтеры. От нашего центра занятости в этом году обучены 223 человека. Все они трудоустроены после обучения на «Еврохим», «Уралкалий», «Ависма» и другие предприятия города, – рассказала Марина Мариева.
По словам министра Павла Фокина, программы быстрого переобучения, переподготовки весьма привлекательны для работодателей. Стоимость обучения на одного человека весьма внушительна, цифры доходят до 52 тысяч рублей. Эти средства бюджет направляет на обучение кадров под запросы конкретного предприятия, организации.
– Мы ежегодно организуем профессиональное обучение для 4000–5000 безработных под конкретные вакансии работодателя и тем самым обеспечиваем последующее трудоустройство. Дополнительно в крае реализуются программы переобучения национального проекта «Демография» – мамы с детьми, лица предпенсионного возраста, по итогам обучения также обеспечивается их занятость, – рассказал Павел Фокин и добавил, что основная задача кадровых помощников в центрах занятости – свести вместе работодателя и потенциального кандидата.
Одно из предприятий, которое активно пользуется услугой подбора персонала при помощи службы занятости, – компания «Ависма». По словам начальника бюро подбора и планирования персонала отдела по управлению персоналом филиала ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» Станислава Балыша, огромный производственный холдинг испытывает постоянную потребность в кадрах.
– Раньше взаимодействие с центром занятости было только на бумаге. Любой отчет – по квоте, по численности, даже размещение вакансий – все это надо было делать в письменном виде. Это очень неудобно. Когда появился портал «Работа России», все отчеты и размещение вакансий стали происходить на платформе дистанционно. Что особенно нравится – всегда можно корректировать количество вакансий, наименование и обновлять их одной кнопкой – быстро и удобно, – рассказывает Станислав Балыш.
На предприятии «Ависма» работают более пяти тысяч человек. Благодаря порталу «Работа России» соискатели могут оперативно узнавать о вакантных рабочих местах. В результате люди в кадровую службу «Ависмы» стали приходить как по направлению от ЦЗН, так и прочитав описание вакансии на цифровой платформе.
– Люди в итоге устраиваются либо сразу по тем профессиям, которые опубликованы, либо с обучением на рабочем месте. Главное – наши вакансии стало видно, люди заходят, читают. Получается гораздо больший охват потенциальных работников, – пояснил Балыш.