Акцент на практике: в России идет перезагрузка системы среднего профобразования

По национальному проекту "Образование" с 2019 года идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Результаты, полученные благодаря нацпроекту, стали основой для запуска федпроекта "Профессионалитет". Государство выстраивает принципиально новую отраслевую модель подготовки кадров. Чтобы выпускать востребованных на рынке труда специалистов, колледжи и техникумы по всей стране вводят новые направления. Какие нововведения ждут студентов, колледжи и регионы, читайте в материале «МК».

Акцент на практике: в России идет перезагрузка системы среднего профобразования
Фото: https://vk.com/uukzt_official

Вкалывают роботы, а не человек

В этом году регионом-лидером на востоке страны по открытию новых специальностей стала Бурятия. Там техникумы и колледжи вводят 13 новых направлений. Например, в Бурятском аграрном колледже начнется подготовка специалистов по информационным системам обеспечения градостроительной деятельности. Байкальский колледж недропользования открывает новое направление «Обогатитель полезных ископаемых». Гусиноозерский энергетический техникум будет готовить специалистов по релейной защите и автоматизации электроэнергетических систем. Улан-Удэнский авиационный техникум – операторов станков с программным управлением и слесарей-сборщиков авиационной техники в интересах АО «Улан-Удэнский авиационный завод».

На базе Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта создается образовательно-производственный кластер «Профессионалитет» совместно с ОАО «РЖД». О преимуществах и перспективах для будущих специалистов поделился выпускник колледжа 1988 года, а ныне преподаватель высшей квалификационной категории профессиональных дисциплин Андрей Добуд-Оглы, прошедший профессиональный путь от слесаря 2-го разряда до начальника предприятия и имеющий производственный стаж более 20 лет.

«Профессионалитет» предполагает, что мы отдадим производству готового работника. Понятно, что не без помощи самого производства – будет и материальная база, и люди, которые помогут. В конечном итоге выпускник, попадая на производство, не сказать, что будет готовым специалистом – все равно к нему нужно будет приложить руки, литературу и условия определенные создать, но тем не менее человек с максимальной степенью подготовки подойдет к решению производственных проблем», – отметил Андрей Добуд-Оглы.

Преподаватель делает акцент на прямой зависимости качества подготовки специалистов от работы представителей производств. Ведь федеральный проект делает особый акцент на привлечении будущих работодателей к учебному процессу. Фактически студентов целенаправленно готовят по запросу предприятий. Это должно решить вопрос, касающийся практического опыта, после выпуска из колледжа. Педагоги отмечают, что, к сожалению, в свое время была нарушена система, которая обеспечивала прохождение 100%-ной практики на производстве.

«Оплачиваемая практика заинтересовывала студента, увлекала его. Дети ныряли в нее с головой и потом приходили другими людьми. Парню 17–18 лет – он приходит, вдохнув производства, он смотрит и говорит по-другому. Сейчас эта система нарушена. Я надеюсь, что «Профессионалитет» позволит восстановить вот эти некогда утерянные связи производственных и учебных взаимоотношений. И специалист будет больше производственник, нежели теоретик», – уточнил Андрей Добуд-Оглы.

Запрос на кадры

10 профессий/специальностей, на которые нужны студенты и кадры:

  1. Белгородская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Пермский край, Республика Дагестан (сельское хозяйство) – тpaкторист-машинист сельскохозяйственного производства;
  2. Краснодарский край, Пермский край, Приморский край – мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка;
  3. Ивановская область – оператор вязально-швейного оборудования;
  4. Белгородская область, Республика Саха (Якутия) – технология производства и переработки пластических масс и эластомеров;
  5. Свердловская область – ремонтник горного оборудования;
  6. Белгородская область, Республика Саха (Якутия) – технология молока и молочных продуктов;
  7. Нижегородская область – металловедение и термическая обработка металлов;
  8. Алтайский край, Ивановская область – портной;
  9. Камчатский край – машинист крана (крановщик);
  10. Приморский край, Республика Саха (Якутия) – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
    Фото: https://vk.com/uukzt_official

Кластерный принцип

В Тульской области власти констатируют – все больше выпускников выбирают техникумы и колледжи. И изучать они хотят новые направления.

«Средние специальные учебные заведения предпочли примерно половина выпускников девятых классов и 20% вчерашних 11-классников. И это объяснимо: ребята стремятся как можно скорее получить востребованную рынком труда профессию, обрести практические навыки», – отметила министр образования Тульской области Алевтина Шевелева.

Среди самых востребованных направлений в учреждениях СПО Тульской области – IT-специальности, «Правоохранительная деятельность», «Аддитивные технологии», «Машиностроение» и другие. Здесь конкурс доходит до 4–7 человек на каждое бюджетное место. При этом по ряду специальностей, например в IT-сфере, число бюджетных мест увеличено на 20%.

«У нас строятся новые высокотехнологичные производства, работа на которых требует высочайшей квалификации и большого объема знаний. Уже разработано семь совершенно новых учебных программ. Также мы широко практикуем дуальное обучение, в рамках которого старшекурсники колледжа не просто знакомятся с производством, но начинают самостоятельную трудовую деятельность», – поделилась директор АО «Щекиноазот» по управлению персоналом и социальной политике Ирина Подчуфарова.

Так, в Тульской области благодаря участию в федпроекте «Профессионалитет» уже создано два химических кластера: на базе АО «Щекиноазот» и Щекинского политехнического колледжа, а также на базе АО «Пластик» и Узловского машиностроительного колледжа. В 2023 году к ним присоединится еще один, и тоже химический – в Новомосковске.

Читайте также: Профессионалитет: в России появился мощный драйвер развития среднего образования

Новый уровень: студенты начали обучение по программе «Профессионалитет»

«Профессионалитету» пообещали большое будущее

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру