Вкалывают роботы, а не человек
В этом году регионом-лидером на востоке страны по открытию новых специальностей стала Бурятия. Там техникумы и колледжи вводят 13 новых направлений. Например, в Бурятском аграрном колледже начнется подготовка специалистов по информационным системам обеспечения градостроительной деятельности. Байкальский колледж недропользования открывает новое направление «Обогатитель полезных ископаемых». Гусиноозерский энергетический техникум будет готовить специалистов по релейной защите и автоматизации электроэнергетических систем. Улан-Удэнский авиационный техникум – операторов станков с программным управлением и слесарей-сборщиков авиационной техники в интересах АО «Улан-Удэнский авиационный завод».
На базе Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта создается образовательно-производственный кластер «Профессионалитет» совместно с ОАО «РЖД». О преимуществах и перспективах для будущих специалистов поделился выпускник колледжа 1988 года, а ныне преподаватель высшей квалификационной категории профессиональных дисциплин Андрей Добуд-Оглы, прошедший профессиональный путь от слесаря 2-го разряда до начальника предприятия и имеющий производственный стаж более 20 лет.
«Профессионалитет» предполагает, что мы отдадим производству готового работника. Понятно, что не без помощи самого производства – будет и материальная база, и люди, которые помогут. В конечном итоге выпускник, попадая на производство, не сказать, что будет готовым специалистом – все равно к нему нужно будет приложить руки, литературу и условия определенные создать, но тем не менее человек с максимальной степенью подготовки подойдет к решению производственных проблем», – отметил Андрей Добуд-Оглы.
Преподаватель делает акцент на прямой зависимости качества подготовки специалистов от работы представителей производств. Ведь федеральный проект делает особый акцент на привлечении будущих работодателей к учебному процессу. Фактически студентов целенаправленно готовят по запросу предприятий. Это должно решить вопрос, касающийся практического опыта, после выпуска из колледжа. Педагоги отмечают, что, к сожалению, в свое время была нарушена система, которая обеспечивала прохождение 100%-ной практики на производстве.
«Оплачиваемая практика заинтересовывала студента, увлекала его. Дети ныряли в нее с головой и потом приходили другими людьми. Парню 17–18 лет – он приходит, вдохнув производства, он смотрит и говорит по-другому. Сейчас эта система нарушена. Я надеюсь, что «Профессионалитет» позволит восстановить вот эти некогда утерянные связи производственных и учебных взаимоотношений. И специалист будет больше производственник, нежели теоретик», – уточнил Андрей Добуд-Оглы.
Запрос на кадры
10 профессий/специальностей, на которые нужны студенты и кадры:
- Белгородская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Пермский край, Республика Дагестан (сельское хозяйство) – тpaкторист-машинист сельскохозяйственного производства;
- Краснодарский край, Пермский край, Приморский край – мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка;
- Ивановская область – оператор вязально-швейного оборудования;
- Белгородская область, Республика Саха (Якутия) – технология производства и переработки пластических масс и эластомеров;
- Свердловская область – ремонтник горного оборудования;
- Белгородская область, Республика Саха (Якутия) – технология молока и молочных продуктов;
- Нижегородская область – металловедение и термическая обработка металлов;
- Алтайский край, Ивановская область – портной;
- Камчатский край – машинист крана (крановщик);
- Приморский край, Республика Саха (Якутия) – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Кластерный принцип
В Тульской области власти констатируют – все больше выпускников выбирают техникумы и колледжи. И изучать они хотят новые направления.
«Средние специальные учебные заведения предпочли примерно половина выпускников девятых классов и 20% вчерашних 11-классников. И это объяснимо: ребята стремятся как можно скорее получить востребованную рынком труда профессию, обрести практические навыки», – отметила министр образования Тульской области Алевтина Шевелева.
Среди самых востребованных направлений в учреждениях СПО Тульской области – IT-специальности, «Правоохранительная деятельность», «Аддитивные технологии», «Машиностроение» и другие. Здесь конкурс доходит до 4–7 человек на каждое бюджетное место. При этом по ряду специальностей, например в IT-сфере, число бюджетных мест увеличено на 20%.
«У нас строятся новые высокотехнологичные производства, работа на которых требует высочайшей квалификации и большого объема знаний. Уже разработано семь совершенно новых учебных программ. Также мы широко практикуем дуальное обучение, в рамках которого старшекурсники колледжа не просто знакомятся с производством, но начинают самостоятельную трудовую деятельность», – поделилась директор АО «Щекиноазот» по управлению персоналом и социальной политике Ирина Подчуфарова.
Так, в Тульской области благодаря участию в федпроекте «Профессионалитет» уже создано два химических кластера: на базе АО «Щекиноазот» и Щекинского политехнического колледжа, а также на базе АО «Пластик» и Узловского машиностроительного колледжа. В 2023 году к ним присоединится еще один, и тоже химический – в Новомосковске.
Читайте также: Профессионалитет: в России появился мощный драйвер развития среднего образования
Новый уровень: студенты начали обучение по программе «Профессионалитет»