Те регионы, где пожары фиксируют каждый год, усвоили простое правило: чем качественнее ведется подготовка к сезону, тем спокойнее он пройдет. Надеяться на ливни, отсутствие сухих гроз и аномальной засухи больше не приходится. Стремительно меняющийся климат ежегодно преподносит «сюрпризы». Например, в прошлом году в Якутии огненная стихия бушевала более трех месяцев. Все лето дожди стороной обходили этот регион, а жара, ветер и грозы лишь помогали огню распространяться со страшной силой. Пожары вплотную подходили к населенным пунктам. Густая дымка накрывала города и поселки, а стихию не останавливали даже реки.
В число самых горимых регионов Якутия попадает каждый год. Огненные очаги возникают во всех богатых лесами точках нашей страны: Бурятии, Красноярском, Забайкальском, Хабаровском, Камчатском краях, Амурской, Магаданской, Иркутской областях и в Чукотском автономном округе. В остальных регионах пожары тоже случаются, но их площадь не превышает нескольких десятков футбольных полей в сезон.
«Пожары есть почти в любой точке страны. Меньше всего горят регионы европейской части России. Лесистость там небольшая, все территории доступны для пожаротушения. Специалисты оперативно приезжают и гасят очаги», – прокомментировал заведующий лабораторией таксации и лесопользования Института леса им. Сукачева СО РАН Владимир Соколов.
В этом году «горячий» сезон проходит гораздо спокойнее, чем в прошлом. Миновала большая часть лета, и власти подводят промежуточные итоги пожароопасного сезона – 2022. Специалисты выделяют два пика горимости. Первый приходится на начало мая и уже завершен, а второй стартует в начале августа.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства, площадь лесных пожаров в первом полугодии 2022 года почти в 2,5 раза ниже, чем за аналогичный период в прошлом: 1,7 млн га против 4,1 млн га. Это произошло благодаря оперативно принятым мерам и увеличению финансирования. С земли и с воздуха лесные службы наблюдают за территориями, чтобы при малейшей опасности потушить огонь и не дать ему захватить огромные площади. Ликвидировать пожар легче на ранней стадии, пока он не нанес колоссального вреда природе, человеку и инфраструктуре. Если не сделать этого в первые сутки, пламя может быстро охватить кроны деревьев и добраться до населенных пунктов.
«Залогом успеха в борьбе с ландшафтным пожаром является его тушение в первые сутки. Это значит, что система обнаружения пожаров должна работать быстрее и эффективнее», – подчеркивала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко.
В этом году в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» на борьбу с огненной стихией в регионах выделено 14,2 млн рублей. Это в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Средства прежде всего были направлены в наиболее горимые регионы – на Дальний Восток и в Сибирь.
Благодаря этим мерам Якутия получила почти в 6 раз больше средств, а Хабаровский край – в 3,5 раза. В этих богатых лесами регионах значительно увеличен штат пожарных, закуплена новая техника, увеличено количество часов авиационного и наземного патрулирования.
Так, в Якутии штат лесных пожарных стал почти в три раза больше – 564 человека вместо 193. Регион смог нанять 555 парашютистов-десантников, хотя еще год назад с пожарами боролись только 360 специалистов.
Одна из самых внушительных статей расходов в пожаротушении – полеты над лесами. Благодаря дополнительному финансированию самолеты проводят в небе на 47 тысяч летных часов больше, а значит, облетают недосягаемые ранее территории. Наблюдать за такими таежными чащами можно только с высоты, так как туда нельзя проехать на вездеходе или дойти пешком.
Пожары в труднодоступных местах возникают из-за сухих гроз. Обычно такие явления, как молнии, сопровождаются сильными ливнями, но при аномальной жаре капли дождя не успевают долететь до земли и испаряются в воздухе. Сухие деревья от таких «ударов» мгновенно загораются, а потушить их оперативно не удается.
Чаще всего сухие грозы случаются в так называемых зонах контроля – это труднодоступные территории, где пожары почти никогда не тушат. Это делается, а точнее, не делается, по экономическим причинам. Направить воздушный транспорт и людей в удаленные районы без дорог и какой-либо инфраструктуры – дорогое «удовольствие». Если ущерб лесам от пожаров не превышает затраты на их тушение, регионы решают оставить все как есть и наблюдать за распространением огня с помощью спутниковых снимков. Главная задача лесных служб – не допустить, чтобы огненная стихия накрыла населенные пункты.
Практика последних лет показала, что тундровые и лесотундровые пожары часто набирают огромную силу. В результате страна ежегодно теряет сотни гектаров леса. Сгоревшие деревья не обладают особой хозяйственной ценностью, но имеют большое значение в борьбе с изменением климата. Именно поэтому государство решило постепенно отказываться от зон контроля и не жалеть средств на тушение очагов в труднодоступных районах.
Так, с этого года в самых пожароопасных регионах России площадь тушения лесных пожаров в зонах контроля увеличена на 19 млн га.
«Ландшафты этих зон – не только леса, но и болота, редколесье и даже каменистая россыпь. Такие зоны устанавливаются регионами самостоятельно, с учетом Правил тушения лесных пожаров. В будущем площадь зон контроля значительно сократится», – пояснили в Рослесхозе.
В ведомстве добавили, что многие регионы, например Томская область, Забайкальский и Камчатский края, сокращают зоны контроля, а некоторые вовсе от них отказались. Среди них – Республика Коми, Архангельская, Новосибирская, Свердловская и Тюменская области. В планах – полный отказ от зон контроля, работа в данном направлении продолжается.
Фото: ФБУ «Авиалесоохрана»