Вот, скажем, Бутиковский переулок. Какое архисовременное название! Оно явно намекает на существование в Москве многочисленных бутиков известных западных фирм. А то, что когда-то, при царе-Горохе, в этих местах располагалась фабрика братьев Бутиковых... – кто об этом теперь помнит?
Столь же актуально звучит другое наименование: Наличная улица. Что уж там имели в виду наши прадеды 200 лет назад, давая ей такую «кличку», до сих пор не установлено (возможно – здесь «виноваты» какие-нибудь необычные наличники на окнах домов). Зато как важно в наше время иметь деньги наличными ясно всем. В эту же тему хорошо ложится и другой топонимический «эксклюзив» – Золотая улица. Понятно: сей драгоценный металл сейчас очень высоко котируется в качестве надежного вложения капиталов. Ну а про то, что наши предки таким названием обозначили прямую противоположность «банковской ликвидности», вы знаете? – Здесь же в дореволюционные времена селились золотари-ассенизаторы!
Коммунистические «отцы города», решившиеся много лет назад увековечить на карте столицы имя знаменитого крестьянского бунтаря Емельяна Пугачева, и «подарившие» ему аж целых две улицы – 1-ю и 2-ю Пугачевские, – конечно представить себе не могли, что во второй половине ХХ века в России появится супер-популярная певица с такой же фамилией.
А какие ассоциации возникают у наших современников, когда они читают название переулка: Ржевский? Вспоминает ли сейчас хоть кто-нибудь о том, что в ХVII столетии на этом месте находилась Ржевская слобода? Или все сразу улыбаются, припомнив свежий анекдотец о похождениях одиозного поручика Ржевского?
Подобных «топонимических фокусов» в Москве обнаруживается немало. Но один случай стоит выделить особо. Речь идет о старинном названии проезда в центральной части города – Большой Путинковский. Конечно, местность вокруг издавна называлась Путинками, однако по нынешним временам, если пренебречь несколькими «лишними» буквами, это старинное уличное наименование, согласитесь, приобретает совсем иной политический вес!