Сапожник по имени художник

Простой башмачник из Долгопрудного оказался уникальным скульптором

Несколько лет подряд он не только чинит горожанам сапожки да босоножки, но и превращает заурядные пластиковые бутылки в дивные цветы, а кислородные баллоны — в сказочных персонажей. Корреспондент «НП» решил наведаться к подмосковному мастеру и разузнать о его хобби и ремесле поподробнее. Около часа езды — и вот мы уже на улице Спортивная, 3, в палатке с надписью «Ремонт обуви».

Простой башмачник из Долгопрудного оказался уникальным скульптором

Дождь и грязь? Сапожник — князь!

— Вообще у меня диплом повара, — удобно расположившись за своим рабочим местом, говорит Александр Фатеев. — Окончил московское ПТУ №19 и научился готовить. Сначала кашеварил в армейской столовой, а затем — на «гражданке».

Говорят, фатеевский борщ считался одним из самых вкусных, а салаты были настоящим произведением искусства. Но кулинария увлекала молодого человека недолго. Вскоре он стал учеником в государственной сапожной мастерской. Перенимал опыт у старых профи, а с 1988 года, когда власти дали «зеленый свет» кооперативному движению, решил открыть собственный бизнес.

— Еще будучи госслужащим, я постепенно закупал оборудование. Конечно, все списанное, бэушное... Ремонтировал и только потом для работы использовал. А кожу, набойки, резину и другие материалы на складах приобретал. Ни тогда, ни сейчас особого дефицита с этим не возникало.

Потом Фатеев начал искать место под палатку. Им стал кусочек земли в торце театра «Город». Мастерскую сапожник построил сам. Сначала она была маленькой — всего 10 «квадратов», — но затем расширилась и обзавелась двумя пристройками. Станок, который занимал львиную часть палатки, переехал в машинное отделение. Дышать и заниматься ремеслом стало легче. Но только чуть-чуть…

Причина — тяжелые годы, отсутствие у населения денег для покупки новой обуви и огромное количество заказов для починки старой. Иногда Фатеев выполнял их только через неделю — сил и времени не хватало, а делать работу тяп-ляп не хотелось… «Тогда у нас имелись патенты на трудовую деятельность. Приобретаешь один, работаешь по нему год, затем второй, снова работаешь год и так далее. С тех пор эта система неоднократно менялась. И сегодня я числюсь как индивидуальный предприниматель».

Назвать сумму, которую Александр вложил в развитие своего дела, уже нельзя — слишком много воды утекло. Но к помощи властей он никогда не прибегал, программами для развития малого бизнеса не пользовался, все делал за личный счет, избегая любых долгов и кредитов. А сейчас платит земельную аренду и единый налог с вмененного (то есть потенциально возможного) дохода от башмачного ремесла. Фактический же доход не считает, да и не ощущает: «Выживаем потихоньку». Но большой тревоги по этому поводу не испытывает:

— Главное, руки есть. С ними всегда занятие найду. Даже если ночью разбудят — что-нибудь смастерю. (Улыбается.)

— А обувь сейчас шьете?

— Вообще могу. Но это затратно и неактуально. Ведь нужно покупать шкуру или кожу, подклад, снимать мерки, кроить и сшивать заготовку, натягивать ее на колодку, приклеивать новую подошву… От начала до конца обувь делаем чаще людям с нестандартным размером или больными ногами. А так лучше починить.

Несмотря на то что сапожных палаток в Долгопрудном около сорока, многие приходят именно сюда. Что же привлекает людей помимо качественного обслуживания? Ответ за стенами мастерской. Дело в том, что Александо Фатеев — не просто сапожник.

В гостях у сказки

Лет 10 назад Александр Фатеев решил украсить территорию около своей палатки. Сварил из металла деревья со стеблями и листьями, пустил среди них белый виноград. Рядом посадил тимьян, яблоню, пионы, фиалки и розовый шиповник. Клумбы для цветов тоже изготовил собственноручно — из труб большого диаметра, которые разрезаны на дольки и сварены между собой.

Летом и весной этот мини-парк становится настоящим райским уголком. Особый уют ему придают бетонные грибы, металлические лилии и каменный журчащий фонтанчик, где живут рак и караси. Их охраняет разношерстная компания — царевна-лягушка, «писающий мальчик», деревянный крокодил и бегемот.

На крыше мастерской поселились металлические аисты: сначала мама и ребенок, а затем — папа. Следом прилетели двое инопланетян, головы которых сплошь усеяны антеннами. Летом здесь возвышается герб Долгопрудного — белый лебедь, плывущий по синим волнам, зимой — огромная елка, украшенная цветными лампочками.

— А вот первый созданный мною человек — Железный Дровосек, — Александр показывает на металлическую скульптуру c пружинными руками и ногами. — Обретя сердце, он влюбился в Элли и сделал ее своей женой. А вскоре у семьи появился чудесный малыш — Дроэль, названный по первым буквам родительских имен…

Напротив палатки расположились персонажи мультфильма «Волшебное кольцо» — Ваня с кошкой Махой на руках и собакой Жужей у ног. Их сапожник делал целых два года. А вот соседа — мексиканца Сан-Педро в шляпе сомбреро — всего пару месяцев. «Мне попался использованный газовый баллон. Начал «обрабатывать» его — и получил такого парня. Взрослые и дети очень любят фотографироваться возле него. Для этой цели даже скамеечка предусмотрена…»

Конкретных планов по созданию той или иной скульптуры Фатеев не вынашивает. Берет то, что есть под рукой, — бутылки, пластмассу, лом, резиновые мячи, газовые баллоны — и начинает творить. Вырезает детали специальными ножницами, гнет, склеивает, пилит, варит… И происходит все это не в специально оборудованной студии, а прямо за небольшим заборчиком около палатки.

…Грамот за благоустройство территории у Фатеева видимо-невидимо. Власти Долгопрудного присвоили умельцу звание «Мастер — золотые руки». А еще он стал одним из потенциальных лауреатов в номинации «Наш дом» губернаторского конкурса «Наше Подмосковье». Говорит, что если выиграет премию, купит побольше нового материала. Но оставлять башмачное ремесло и вплотную заниматься творчеством не хочет. А продавать или делать скульптуры под заказ — тем более. «Они принадлежат всем жителям Долгопрудного. Да и не ради денег я стараюсь, а чтобы радость окружающим принести…»

КСТАТИ

Подмосковный бюджет наполняют не только крупные инвесторы, но и малые предприятия и предприниматели. Словом — средний класс. Который должен формировать экономику любого региона. Должен, но пока из-за своей малочисленности и слабости не формирует. Его самого нужно поддерживать.

В Подмосковье существуют разные формы поддержки малых и средних предпринимателей. Региональное правительство вплотную сотрудничает с кредитными организациями, помогая среднему и малому бизнесу получать денежные займы под щадящие проценты. 2/3 ставки финансирования кредита, предназначенного для покупки оборудования, правительство берет на себя. В Подмосковье создан гарантийный фонд малого и среднего предпринимательства размером 1,5 миллиарда рублей, благодаря которому можно выступать перед банками в качестве поручителей. Стартаперам же предлагается льготное микрокредитование до 1 миллиона рублей. В области существует около 20 консультативных центров по поддержке малого и среднего бизнеса. Информацию об этих и других программах можно узнать на сайте Министерства экономики www.me.mosreg.ru (раздел 10).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру