Кем только ни представляются в разговоре с доверчивыми гражданами телефонные кидалы: сотрудниками полиции, прокуратуры, банковскими работниками, теперь дошла очередь и до налоговиков.
Сотрудники подмосковной прокуратуры обнаружили, что в последнее время на телефоны граждан стали все чаще поступать эсэмэски от лица банка или Федеральной налоговой службы. В тексте сообщении потенциальную жертву информируют, что с ее счета будут списаны деньги на нужды спецоперации. А если кто-то хочет избежать данного списания, то от него требуется перейти по ссылке.
Но как только человек проходит со своего телефона или компьютера по такой ссылке, в его мобильное устройство проникает вирусная программа, и злоумышленники получают доступ к личным данным своей жертвы и его банковским счетам, предупреждают сотрудники прокуратуры. Они также напоминают, что все сборы в поддержку бойцов армии России проходят исключительно на добровольной основе, поэтому предположение, что ФНС или сотрудники банка станут самовольно списывать средства со счетов граждан на нужды СВО, должно насторожить человека. Это явно работа мошенников.
А как еще можно определить, что вы стали объектом атаки злоумышленников? По словам главного аналитика информационно-аналитического отдела Управления экономической безопасности ГУРБ Московской области Владимира Брянцева, первый и самый характерный признак заключается в том, что звонок или смс-сообщение поступает на ваш телефон со скрытого номера.
Также, разговаривая с незнакомым человеком, всегда следует обращать внимание на предмет разговора. Если у вас пытаются выяснить конфиденциальную информацию, например, спрашивают номер вашего паспорта, СНИЛС или банковской карты, пенсионного удостоверения, код из смс-сообщения — это тревожный сигнал, который должен вызвать у вас подозрение. Как правило, цель большинства телефонных мошенников - заставить вас сделать денежный перевод. Поэтому, как только речь заходит про деньги, лучше всего прекратить опасный разговор.
Отдельно стоит выделить манеру общения, говорит эксперт. Обратите внимание, не пытается ли собеседник оказывать на вас давление, возможно, он или она требуют совершить какие-то действия немедленно, искусственно создает стрессовую ситуацию, пугая уголовной ответственностью, или, наоборот, обрадовав вас внезапным выигрышем. Всю это, по словам Владимира Брянцева, яркие маркеры мошеннического поведения.
«Очень важно то, кем представляются звонящие. Преступники не случайно называются сотрудниками правоохранительных органов, банков или госучреждений, поскольку таким образом они пытаются втереться к своим жертвам в доверие», - предупреждает специалист.
Цинизм и креативное мышление преступников безграничны. Они не устают придумывать все новые схемы обмана граждан. Например, они могут представиться религиозными деятелями и попросить денежные средства на лечение больного ребенка или же позвонить родственникам участников СВО с требованием собрать денежные средства для выкупа военнослужащего из плена или для транспортировки погибшего. Сейчас очень часто ими применяется схема, когда звонят, якобы, от сотового оператора и предупреждают, что договор на оказание услуг связи прерывается. А чтобы его продлить, необходимо назвать код из смс-сообщения, который на самом деле является кодом для сброса пароля от сервиса Госуслуг.
«Самая опасная схема двойного обмана – это когда жертве удается отбить первую атаку злоумышленников. Телефонный разговор заканчивается неудачей, и жертва кладет трубку. Следом ей звонят еще раз, но уже под видом сотрудника правоохранительных органов. Человеку, который уже находится в стрессовой ситуации, сообщают, что мошенникам все-таки удалось взломать его аккаунт на Госуслугах или банковское приложение, и теперь для восстановления доступа необходимо назвать пришедший на телефон код. Мы призываем в таких ситуациях ни в коем случае не продолжать телефонный разговор и никогда никому не сообщать смс-коды и любые свои персональные данные. Положите трубку, а потом свяжитесь с банком сами и проверьте свой счет», - объясняет, как нужно себя вести с преступниками, эксперт.