Путешественников в Подмосковье разрешили селить в неожиданном месте

Агротуристов позвали, а денег не дали

На днях стало известно, что фермерским хозяйствам в Подмосковье официально разрешили размещать у себя туристов. По словам экспертов, новый закон позволит активнее развивать в регионе новый вид туризма – сельский. О том, захотят ли фермеры заниматься непрофильным для себя бизнесом и согласятся ли отдыхать в крестьянских гостевых домах туристы, «МК» рассказали сами аграрии.

Агротуристов позвали, а денег не дали
Фото: ru.freepik.com

По словам подмосковного бизнес-омбудсмена Владимира Головнева, фермеры еще 3 года назад получили возможность заниматься сельским туризмом. Но размещать у себя туристов они тогда не могли. Теперь же им законодательно предоставили право оказывать услуги в сфере сельского туризма, они могут размещать путешественников в жилых домах, расположенных на сельхозземлях.

А это значит, что на селе, даже в самых отдаленных районах, появятся новые рабочие места, люди смогут получить дополнительный источник дохода, да и для отдыхающих плюс: некоторые ведь охотно едут во время отпуска в глушь, подальше от городской суеты.

Кстати, если забить в поисковой строке запрос «агротуризм в Подмосковье», тут же выскочит множество предложений – это и гостевые дома, и кемпинги с глэмпингами. Так что сельский туризм в Московской области находится на подъеме.

Вот только где бедному крестьянину взять средства на развитие туристического бизнеса?

«Есть две модели инвестирования в туристическую отрасль. Первая относится к строительству больших отелей, гостиниц, роскошных курортов, здесь без солидных вливаний не обойтись. А есть малые туристические формы – кемпинги и глэмпинги, куда люди едут, чтобы быть поближе к дикой природе. Они не претендуют на роскошь и изысканные развлечения. В этом случае затраты будут минимальны, с ними может справиться даже малый бизнес», – говорит подмосковный фермер Артем Климович.

По словам Климовича, люди, увлекающиеся агротуризмом, не имеют таких же претензий к условиям проживания, как обитатели традиционных курортов. Для них важнее красивый вид на реку или озеро, уединение, возможность слышать по утрам, еще в постели, пение птиц, общение с животными. А жить они согласны и в палатках или в домиках, переоборудованных из морских контейнеров, – правда, там все равно должны быть все удобства, мини-кухня, чистая постель, Интернет. Но затраты на все эти опции будут в разы меньше, чем при строительстве полноценной гостиницы.

Кроме того, домики для глэмпинга не являются капитальными строениями, поэтому к ним не могут предъявляться такие же требования со стороны различных проверяющих (пожарной службы, СЭС и прочих), как к обычному отелю. Другое дело в этих гостевых домах все равно должен быть необходимый уровень комфорта, иначе туристы не поедут. Для малого бизнеса на селе самая подходящая сфера реализации – это организация отдыха туристов поближе к дикой природе. Тут главное, чтобы у гостевого дома был отличный вид из окна, и народ потянется.

Эксперты говорят, что строительство гостевого мини-домика в зависимости от размера обойдется от 1 до 6 миллионов рублей. Но, чтобы проект получился рентабельным, нужно построить хотя бы 10 таких домов. Тогда можно нанять персонал, в противном случае придется полагаться только на себя и членов своей семьи. То есть, чтобы запустить минимальный по размерам глэмпинг, нужен стартовый капитал не менее 10-20 млн. рублей. Вряд ли найдется много сельских жителей, которые владеют такой суммой в качестве свободных инвестиций.

«Если мы говорим про агротуризм, то он, как правило, развивается параллельно основному виду деятельности – сельскому хозяйству. Вот у нас в хозяйстве есть пасека, плодово-ягодные посадки – это наша основа, а в будущем мы хотим еще принимать гостей, поэтому потихоньку инвестируем в строительство домиков. Надеемся, что люди будут приезжать к нам в хозяйство, отдыхать на природе, собирать грибы и ягоды, а кроме этого, будут еще знакомиться с работой нашей пасеки и приобщаться к крестьянскому труду», – рассказывает Артем.

И все-таки где взять деньги на инвестиции? У малого бизнеса нет свободных средств на новые проекты, а кредиты нынче дороги.

По словам экспертов в туриндустрии, можно действовать постепенно: поставить сразу не все 10 домиков, а один-два, на сколько денег хватит. Или можно скооперироваться с другими предпринимателями, или же найти инвесторов, но для этого нужно постоянно заявлять о себе, как говорят в народе: под лежачий камень вода не течет. Чтобы удача улыбнулась, нужно начать что-то делать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29315 от 11 июля 2024

Заголовок в газете: Агротуристов позвали, а денег не дали

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру