Нравится — не нравится…
Нет, наверно, ни одного городского жителя, которому хотя бы раз в жизни не приходилось иметь дело с управляющей компанией, которая занимается обслуживанием многоквартирного дома. И чаще всего это общение нельзя назвать приятным.
Во-первых, поводом для визита в офис УК, как правило, становится какая-нибудь коммунальная беда, приключившаяся в доме, — прорвало трубу или крыша в дома потекла, мусоропровод забился и т.д.
А во-вторых, редко, когда серьезный вопрос удается решить сразу, за один визит, — чаще бывает как раз наоборот. Собственник жилья ходит к коммунальщикам, ходит, просит-убеждает и даже угрожает, а ему в ответ одни отписки да отговорки: мол, нет у нас необходимых ресурсов или специалистов, чтобы устранить проблему, а на самом деле просто нет желания ею заниматься...
Но тогда возникает закономерный вопрос: чего ради платить деньги за обслуживание дома той организации, которая плохо выполняет свою работу или вообще только делает вид, что ее выполняет?
Мы ведь не покупаем продукты и товары в магазине, где нам подсовывают некачественный, просроченный товар. И не пользуемся услугами тех сервисных компаний, где не умеют работать и не дорожат мнением своих клиентов. И только в отношении коммунальных служб закон конкуренции не работает. Казалось бы, они тоже должны бороться за клиентов и радеть о своей деловой репутации, но на практике все не так. Часто сменить недобросовестную УК жильцам дома бывает настолько сложно, что люди отступаются от этого безнадежного мероприятия и вынуждены мириться со всеми недостатками в ее работе.
Однако эксперты говорят, что и на этом рынке услуг скоро грядут серьезные перемены — Госдума разработала новый законопроект, который позволит в упрощенном порядке лишать лицензии недобросовестные УК, если на ее работу поступают многочисленные жалобы от жильцов дома.
Нельзя казнить
Сейчас, говорят юристы, недобросовестную управляющую компанию можно лишить лицензии только в том случае, если в региональном реестре в течение 6 месяцев отсутствуют сведения о домах, которые находятся в ее управлении. Это правило действует даже в случае многочисленных нарушений компании и жалоб от жителей. Кроме того, процедура лишения лицензии, которая происходит только через лицензионную комиссию и обращение в суд, длится очень долго. За это время компания может успеть взять под управление хотя бы один новый дом, и в результате данную УК будет нельзя исключить из реестра. Получается сказка про белого бычка.
Новый законопроект, который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме, предлагает исключить из списка оснований это условие об обязательном отсутствии сведений об управляемых компанией домах в региональном реестре.
«Действительно, бывают ситуации, когда управляющую компанию, которой жильцы категорически недовольны, невозможно лишить лицензии фактически из-за формальности. Новый закон позволит решать этот вопрос достаточно оперативно», — говорит председатель комитета Мособлдумы по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Игорь Коханый.
По его словам, в Подмосковье проблема недобросовестных УК по-прежнему остается актуальной и для ее решения в регионе принимается ряд мер. В частности, в начале этого года был запущен пилотный проект, в рамках которого на смену недобросовестным управляющим компаниям придут сервисные компании, созданные на базе муниципальных ресурсоснабжающих организаций, рассказал Коханый.
«МК» решил выяснить, что это за организации и чем коммунальщики нового формата отличаются от старых.
Была УК, стала СК
В Подмосковье насчитывается 53 тысячи многоквартирных домов, которые обслуживают 890 управляющих компаний. Но участниками пилотного проекта по реорганизации работы УК пока стали только 10 сервисных компаний из 10 муниципалитетов. Правда, во всех городских округах сейчас разрабатывают дорожные карты по внедрению пилотного проекта. Наличие такой сервисной компании в муниципалитете собираются включить в рейтинг оценки работы местной власти, так что коммунальщикам придется перестраивать свою работу.
По словам авторов проекта, на роль первопроходцев выбрали те компании, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке, плюс у них должно быть много собственной техники и опытные специалисты.
Поскольку в будущем на участников пилотного проекта будут равняться все остальные УК, авторы проекта решили уделить серьезное внимание внешнему виду их офисов. При входе клиентов должна встречать фирменная вывеска, внутри — указатели и безбарьерная среда. А чтобы человека ничто не беспокоило, пока он будет писать заявление о том, что у него в подъезде мусоропровод засорился или крыша течет, во всех офисах оборудуют колясочные и парковки для велосипедов, поставят вендинговые аппараты и экопункты для приема тары. При возможности там даже постараются оборудовать детские игровые комнаты. В общем, такому стандарту должны соответствовать все управляющие компании, претендующие получить статус сервисных.
Еще один штрих в работе — специалисты УК обязаны активно «чатиться» в общедомовых группах в социальных сетях, где чаще всего возникают объединения активистов из числа недовольных жильцов. Сотрудникам сервисных компаний придется гасить в виртуальном пространстве возникающие конфликты, соблюдая при этом «цифровой» этикет.
К числу положительных моментов можно отнести то, что жильцы домов смогут узнавать в социальных сетях от сотрудников сервисных компаний о предстоящем ремонте или других работах, также не реже двух раз в год будут проходить виртуальные общедомовые собрания. Так что УК, которые в будущем захотят стать сервисными и продолжать работать на рынке коммунальных услуг в Подмосковье, уже сейчас должны познакомиться со стандартом требований к таким организациям и озаботиться появлением собственного сайта, а также дружелюбного к клиентам офиса.