Как заявил министр сельского хозяйства и продовольствия региона Сергей Воскресенский на недавнем совещании у губернатора, в качестве эксперимента были посажены масличный лен, подсолнечник и мискантус.
Собственно, две первые культуры в особом представлении и не нуждаются, они нам хорошо знакомы. Хотя в Подмосковье эти культуры раньше не выращивали.
А вот мискантус для подавляющего большинства читателей остается загадкой.
Как известно, лидеры семи ведущих государств мира приняли решение в срочном порядке переходить на «зеленую энергетику». До 2030 года полностью отказаться от использования угля, который при сжигании выделяет огромное количество углекислого газа. Который в свою очередь разогревает нашу планету, то есть провоцирует глобальное потепление.
А до 2050 года мировая научная общественность намерена вовсе перейти на экологически чистые возобновляемые источники энергии.
Проблема эта большая и серьезная. Те предприятия, которые не будут укладываться в лимиты по выбросам в атмосферу СО2, уже с 2023 года будут нещадно штрафоваться странами Евросоюза. И может статься, что даже прибыльные экспортные отрасли могут обанкротиться из-за высоких выбросов парниковых газов.
В перечень таких «потенциально опасных» для экологии предприятий может попасть и обычное… село.
Да-да, уже подсчитано, что корова, съедая в день 12–14 кг корма, в качестве отходов жизнедеятельности выделяет в год примерно 2,5 тонны эквивалента СО2. А сколько буренок в Подмосковье, в России, в мире?..
Мало того, коровья лепешка выделяет в атмосферу 30% метана. В атмосфере он разлагается значительно быстрее, чем СО2, но его тепловой эффект в 20 раз сильнее углекислого газа.
Такие вот дела. Как спасать природу от глобального потепления?
Ну так вот. Учеными установлено, что многолетнее травянистое растение мискантус выделяет в атмосферу значительно больше кислорода, чем лесные насаждения. И если его использовать вместо топлива, переработав в брикеты, то углеродного следа от него практически не остается.
Вот резерв, своеобразная палочка-выручалочка в спасении Земли от глобального изменения климата. К тому же он защищает ландшафты от эрозии (будем надеяться и от борщевика Сосновского тоже), способствует накоплению органических веществ в почве, значительно уменьшает эмиссию СО2. И еще одно важное преимущество — это возобновляемое сырье. Если его посадить один раз, он будет расти снова и снова в течение 15–20 лет.
Высота мискантуса достигает трех метров. А в переработку на растительную целлюлозу (для приготовления одноразовой посуды, которая в отличие от пластмассы полностью разлагается) идут только листья. Растет мискантус достаточно быстро, примерно как бамбук и, что немаловажно, может произрастать в любых условиях, хоть на свалках, хоть где. То есть неприхотлив, не требует за собой особого ухода или подкормки почвы.
Эксперты «МК» считают, что если рядом с каким-то не очень благополучным в экологическом плане предприятием высаживать плантации мискантуса, никакие европейские штрафы за выбросы СО2 ему не грозят, их будет нейтрализовать это чудо-растение.
Еще эксперты добавляют, что пока он не является признанной в России сельхозкультурой, потому под его выращивание нет и не может быть никаких государственных кредитов или субсидий. «Нужно срочно вносить его в реестр сельхозкультур. И принимать государственную программу развития».
Весной нынешнего года в Подмосковье, в Серебряно-Прудском районе в качестве эксперимента засадили 105 гектаров. Через два-три года мискантус выкопают и будут размножать — в отличие от травянистых он размножается не семенами, а через корневую систему. С одного гектара получается пять гектаров мискантуса, то есть целая арифметическая прогрессия. Планируется увеличить его площади до 1,5 тысячи гектаров.
Россия вообще, а Московская область в частности может еще и заработать при переходе на «зеленую энергетику». При наших просторах мы можем засеять тысячи или миллионы гектаров этим растением и продавать его как экологическую квоту.
Кому? Той же Европе, где нет свободных земельных площадей.
Нужно только грамотно распорядиться своими ресурсами. Похоже, в Подмосковье решились на правильный эксперимент.