Чехов, Ишинский пруд
Дом у воды имеет как неоспоримые преимущества, так и существенные недостатки.
«Выходные на даче в этом году превратились в ад, со всех сторон орет музыка, воняет горелым мясом от шашлыков, пьяных полно. Они в невменяемом состоянии садятся за руль, нам страшно за детей, боимся выпустить их на улицу одних, ведь такой водитель собьет и не заметит, — рассказывает Евгения, жительница деревни Ишино Чеховского городского округа, — недавно мой муж чуть не подрался с таким уродом, он, разворачиваясь, снес нам забор».
По словам женщины, они всегда очень гордились своей дачей, потому что она находится на берегу большого живописного пруда. В водоеме водится рыба, по берегам обитают цапли, выдры и другая живность, но в этом году все живое бежит от хлынувшего на местный пляж дикого отдыхающего. В субботу и воскресенье сюда съезжается по нескольку сотен машин, а вся местная инфраструктура — это полуразрушенная беседка, там в обычные дни тусуются подростки, а в выходные распивают алкоголь взрослые отдыхающие.
«Понятно, что всем хочется в такую жару искупаться, отдохнуть около воды, но ведь нужно уважать и отдых тех, кто живет рядом с водоемами, — рассуждает еще одна местная жительница Ольга. — Почему люди оставляют после себя горы мусора? Они же видят, что пляж — дикий, здесь никто не будет убирать за ними. В результате нам после каждых таких выходных приходится самим выходить на субботник. А иначе невозможно к воде подойти, под каждым кустом — помойка!»
Мышецкое, Солнечногорский район
Если в Чеховском городском округе наплыв отдыхающих на местные пляжи бьет рекорды районного масштаба, то популярность солнечногорских зон отдыха могла бы конкурировать с курортами регионального масштаба. Людей так много, что им приходится выстаивать длинные очереди буквально везде: в кабинку для переодевания, кафе, прокат шезлонгов. Но это бы еще полбеды, хуже всего, что подъездные пути к пляжам не рассчитаны на такой поток машин, поэтому туристы едут партизанскими тропами, чаще всего по внутренним дорогам окрестных деревень и дачных поселков.
«Мы не можем попасть к себе домой, каждые выходные приходится по часу стоять в пробке на въезде в деревню, — жалуются жители деревни Мышецкое Солнечногорского района, которая расположена на берегу озера Круглое. — В субботу и воскресенье трафик на нашей внутренней дороге, как на Ленинградке».
Озеро Круглое — реликтовое, оно было образовано еще в ледниковый период, поэтому находится под охраной — много лет назад его объявили памятником природы. Но нет такого памятника, который бы нельзя было чуть-чуть подвинуть, если это кому-то выгодно. Тут та же история. В советское время на берегу озера находилась спортивная база ЦСКА, но в 90-е она трансформировалась к коммерческую базу отдыха. Вместо лыжных трасс и велодорожек появились шашлычная, пиццерия и баня.
Других пляжей поблизости нет, поэтому местные жители и москвичи — все едут купаться на озеро через Мышецкое. Дорога, ведущая на пляж, была сделана когда-то для пионеров. Это просто два ряда бетонных плит, по ней всегда ходили пешком или ездили на велике, а сейчас она превратилась в двухполосную трассу. Перед въездом на пляж коммерсанты соорудили примитивную парковку и поставили шлагбаум, плати 250 рублей и ставь машину. Многие отдыхающие платить не хотят и бросают свои авто прямо на дороге, для проезда остается один ряд. Местные жители вынуждены пробираться к своим домам сквозь километровую пробку.
«До пандемии такого наплыва отдыхающих на озере не было, и мы как-то уживались с пляжем, — рассказывает дачница из соседнего СНТ Светлана Кузнецова. — Но в этом году из-за аномальной жары все потянулись к воде, и у нас тут в выходные просто яблоку негде упасть. Дочь в прошлое воскресенье 40 минут потратила на то, чтобы преодолеть последние сотни метров до дачи».
Светлана рассказала, что недавно в их СНТ закрыли все въезды, кроме главного, чтобы чужаки не ездили по дачным улочкам. Иначе ни «скорая», ни пожарные не смогут приехать на вызов.
Но пробки на деревенских улицах, к сожалению, не единственная проблема, с которой приходится мириться тем, кто живет рядом с местами массового отдыха. Не меньше неприятностей доставляет им мусор, остающийся после туристов.
«Раньше у нас пахло лесом и свежестью, а сейчас биотуалетами и помойками, — жалуется Наталья Смирнова, еще одна жительница Мышецкого. — Я не понимаю, как можно так беспощадно эксплуатировать памятник природы, уникальное озеро? Люди ведут себя на отдыхе, как захватчики, после них остаются только мусор и выжженная земля».
Действительно, по закону в зоне особо охраняемой природной территории нельзя разводить костры, бросать мусор, использовать автотранспорт, даже на моторке по озеру Круглому плавать нельзя. Но арендаторы пляжа на озере Круглое в погоне за прибылью умудрились нарушить все мыслимые и немыслимые правила. Самодельная парковка расположена всего лишь в 80 метрах от уреза воды, в водоохранной зоне памятника природы. Неподалеку с нарушением всех правил безопасности стоит вышка для вейкборга, и экстремалы приземляются практически на головы тех, кто купается в озере. По водной глади рассекают гидроциклы и другие маломерные плавсредства.
Но бывает, что из пляжного ада своими руками местные жители мостят дорогу в рай.
Озеро Генеральское, Раменский городской округ
Семья Ивана Шеломанова живет в километре от очень красивого озера Генеральское, у Ивана четверо детей, и они любят проводить там выходные. Но в прошлом году райский уголок отдыха дикие туристы завалили мусором. В конце купального сезона несколько энтузиастов из местных жителей собрали целый грузовик отходов. После того как берег очистили, они решили, что нужно решать проблему кардинально. Поскольку поблизости контейнерных площадок для отходов нет, они оборудовали их своими силами.
Поставили несколько бочек для раздельного сбора мусора, повесили плакаты, объясняющие, что тут убирают мусор местные жители, а не коммунальные службы. И люди стали вести себя цивилизованнее.
Сначала мусор ребята вывозили сами, однако с наплывом отдыхающих это стало делать все сложнее. Поэтому члены экологической дружины решили попросить помощи у местных властей. Сложность в том, что берега около озера находятся как в Раменском, так и в Жуковском городских округах. В Жуковском отреагировали по старинке: пляж дикий, поэтому мы за него не отвечаем, а вот в Раменском решили помочь энтузиастам.
«У нас примерно 20 активистов, которые регулярно выходят на субботники, — рассказывает Иван. — Сейчас в разгар купального сезона мы каждый день проходим дозором по берегу, собираем мусор, который бросили нерадивые туристы, но таких становится все меньше. Главное, чтобы люди видели, что есть место, куда можно выбросить отходы, и они оттуда регулярно вывозятся. Хотя мы стараемся объяснить отдыхающим, что убирают за ними обычные жители, а не коммунальщики. Многие после этого увозят свои мешки с собой».
В этом году Иван Шеломанов и его единомышленники по экологической дружине решили подать заявку на премию «Наше Подмосковье», если удастся получить грант, то потратят его на благоустройство зоны отдыха на берегу своего любимого озера.
И все-таки что делать местным жителям, оказавшимся в таких критических ситуациях?
В первую очередь нужно обращаться в службу 112, они передадут сигнал в полицию и, если нужно, подключат инспектора Росприроднадзора.
О том, какое наказание может последовать за грубые нарушения закона, «МК» рассказал Никита Чаплин — первый заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья:
— Выезжая на отдых, нужно помнить не только о праве каждого гражданина на свободный доступ к водоемам (ширина береговой полосы от 5 до 20 метров), но и обязанностях. Помнить о своей и чужой безопасности, о правах местных жителей, об экологии. Громкая музыка с 22.00 до 7.00 (а в выходные до 10.00) не допускается. В пределах водоохранной зоны (50–200 метров) запрещается парковка и мойка автомобилей. При этом отсутствие знаков — не повод для освобождения от штрафа. За нарушения по статье 8.42 Административного кодекса — это 3–4,5 тысячи рублей для физических лиц.