Другой вопрос мучает: куда девать горы строительного мусора?
Грунт из котлована под фундамент, деревянная опалубка, куски металлической арматуры, пластика… Все это накапливается с каждым днем и напоминает недосягаемую гору Эверест…
Однако Василий и его коллеги, такие же индивидуальные застройщики, на самом деле только надводная часть айсберга в плане работы со строительным мусором.
Москва и Подмосковье являются одними из лидеров в стране по строительству жилых и социальных объектов. Факт, конечно, отрадный. Счастливые новоселы получают ключи от квартир, а их дети — детсады и современные игровые площадки.
Но есть и обратная сторона медали: что делать с огромным объемом строительных отходов — особенно при сносе ветхих зданий, как, например, по программе реновации в Москве? Ведь битый кирпич, грунты и бетон с глаз подальше вывозятся в Подмосковье. Как контролировать этот процесс, чтобы не загрязнять экологию?
В Московской области нашли алгоритм решения этой задачи.
«Если с коммунальными отходами мы порядок навели, то следующий вызов — отходы от стройки. Только за прошедший год ликвидировано 5 тысяч навалов в наших лесах и полях. Каждый год в Подмосковье привозят порядка 50 млн кубометров стройотходов», — говорил на совещании еще в апреле губернатор Московской области Андрей Воробьев.
В регионе вместо традиционного захоронения мусора, которое практиковалось долгие десятилетия, стремятся его использовать с пользой для дела. Бой кирпича и бетона — прекрасная замена щебня. Грунт из котлована может быть востребован в благоустройстве или на засыпке старых карьеров. Пластмасса, стекло, дерево — так современные технологии позволяют дать им «вторую жизнь»!
По подсчетам специалистов, из 50 миллионов кубометров строительных отходов, ежегодно вывозимых на территорию Подмосковья, 7 млн куб. м — смешанный строительный мусор; 29 млн куб. м составляют чистые грунты; 4 млн куб. м — замусоренный грунт; а 10 млн куб. м — бой бетона и иные сортированные фракции.
Возникает одна, но серьезная проблема: недобросовестные предприниматели иногда не довозят отходы до специально отведенных мест, а просто вываливают их в лесу или в чистом поле. Так и возникают на территории региона стихийные свалки, с которыми еще до недавнего времени не знали, как эффективно бороться. Как говорится, к каждому грузовику проверяющего не приставишь.
Однако в октябре 2020 года Андрей Воробьев поручил региональному правительству установить фотоловушки для фиксации всех незаконных свалок строительных отходов. На сегодняшний день в подмосковных муниципалитетах уже работают свыше 200 таких специализированных видеокамер. Благодаря им и камерам системы «Безопасный регион» в минувшем году удалось выявить 4534 незаконных объектов, а ликвидировать — почти 5000, включая обнаруженные ранее.
Всего за прошедший год количество подмосковных свалок снизилось на 64 процента.
В регионе налажен четкий контроль транспортного потока. Если самосвалы, перевозящие отходы, едут к месту, где нет лицензированного объекта, туда немедленно отправляется рейд экологического надзора. И предпринимаются соответствующие меры наказания: закрытие «доморощенной» свалки, собственник земли должен вывезти отходы и рассчитаться за нанесенный экологический ущерб природе.
В нынешнем году в области предусмотрен запуск ряда комплексов по сортировке смешанных строительных отходов.
Внимание: с 1 июня застройщики, технические заказчики, транспортные компании и управляющие организации могут перевозить строительные отходы только при наличии специального разрешения и получения электронного талона. Выдача таких разрешений доступна на региональном портале uslugi.mosreg.ru.
Кроме того, с 1 июня перевозку и размещение отходов будут контролировать через автоматизированные системы, а выдача соответствующих разрешений на перемещение стройотходов теперь ведется на региональном портале госуслуг.
Услуга предоставляется бесплатно и выдается в течение 7 рабочих дней. Воспользоваться ею могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. По мнению заместителя председателя правительства — министра экологии и природопользования Московской области Андрея Разина, данная мера необходима для формирования цивилизованной, основанной на принципах цифровизации системы обращения со строительными отходами. «Это поможет навести порядок в лесах, на обочинах вдоль дорог, избежав несанкционированных сбросов мусора. Губернатор поручил ввести тотальный цифровой контроль за машинами, обеспечивающими эти услуги, и исключить тех, кто использует серые и незаконные схемы», — отмечает он.
Услуга доступна на региональном портале в разделе «Экология и природопользование» — «Утилизация отходов». В меню необходимо выбрать рубрику «Выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, на территории Московской области». Далее следует заполнить электронную форму заявления, внести сведения о заявителе и приложить подтверждающие документы.
Сегодня в Подмосковье уже создано 11 площадок для переработки смешанных стройотходов, до конца года их будет 15. Кроме того, сейчас существует более 40 легальных площадок переработки строительных отходов, принимающих разные фракции.
С сентября нарушителей введенной системы, привыкших работать по старинке (вывез за город и сбросил в близлежащий овраг), начнут штрафовать: граждан в размере до 5000 рублей, индивидуальных предпринимателей — до 40 000 рублей, юридических лиц — до 250 000 рублей.
На изменения в системе работы со строительными отходами следует обратить внимание и частным лицам, в том числе нашему знакомому из Раменского Василию Щетинину. Как он же сам убедился на собственном опыте, при строительстве частного дома, даже при проведении ремонта в квартире или перепланировке, тоже вырастают горы мусора. И если брать в масштабах региона, это десятки, если не стони тысяч кубометров в год.
Если у конкретного собственника образовалось небольшое количество отходов — необходимо обратиться в управляющую компанию и выяснить, где расположен бункер для их размещения, либо УК вызовет легального перевозчика, который вывезет отходы на специализированную площадку.
Если количество отходов значительно, нужно обратиться к лицензированным перевозчикам, заключить с ними договор и отправить отходы на переработку. Перечень легальных перевозчиков также доступен на сайте министерства экологии и природопользования Московской области.
ЦИТАТА
Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ:
«С 1 июня в регионе начала работать новая система обращения со строительными отходами. Все грузовики, которые едут с грунтами, стройотходами, боем бетона должны иметь электронный талон. Его можно получить через портал госуслуг».