— Стас, из чего складывается такая баснословная цена? Она взята с потолка или имеет обоснование?
— Я продаю и картину, и статус, — поясняет Стас. — За саму картину хочу 1 650 000 рублей, и за статус «Владелец самой абсурдной картины в мире за всю историю, официально зарегистрированной» — 76 127 777 рублей. Это того стоит.
— Какой смысл заложен в этой картине? Что вы хотели сказать этим нетронутым холстом? Например, в 1990 году Метрополитен-музей сделал выставку пустых рам без холстов, чтобы привлечь внимание к реальности, которую игнорируют. Но рамы были не простые, а от картин эпохи Возрождения. А в 1883 году Альфонс Алле показал на выставке «Отвязанных искусств» белый лист бумаги, подписав его «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору».
— В своем творчестве я не приемлю сторителлинга (продающего текста). Если что-то говорю про картины, то это реальная история происхождения, написания, не маркетинг.
А так каждый человек что увидит — то увидит. Мой «Пустой холст» критики комментируют так — типа автор показал свою пустоту, платье для голого короля. Но кто-то увидит в этой картине, возможно, свою жизнь с чистого листа или какой-то рисунок по нитям льна.
Я лично ставил целью создать шедевр абсурда, абсолютный абсурд в мире живописи, самую непонятную картину в мире (даже если о ней узнают массово — возможно, добавится титул самая спорная, самая скандальная), чтобы абсурднее было не придумать. Уверен, мне это удалось. Добавил только прикосновение чистой кисти к полотну ровно в 0 часов 00 мин. 01.01.2020, чтобы зафиксировать прикосновение руки художника.
— Хотите стяжать славу Малевича?
— По Малевичу не согласен. Там был опять продающий текст. Я тоже мог составить свой месседж или заимствовать, к примеру, мнение моего подписчика Гая Фокса и приложить к «Пустому холсту», и везде, глядя в глаза людям, говорить, что я именно только это имел в виду, это посыл картины, это заложено в ней, плюс моя энергетика, эмоции, мысли... Но это не честно! Черный квадрат первый — да, интересно, до этого никто не додумался. Но у Малевича он четвертый!
— А что вас так впечатлило в отзыве Гая Фокса?
— Он написал, что иногда наша жизнь похожа на пустой холст, и мы боимся начать писать свою историю. Мы хотим, чтобы нам сразу досталась раскраска по номерам. Там уже чьей-то заботливой рукой создан сюжет, намечен контур. В современном мире нам проще жить чужими мыслями, чувствами и умениями. А ведь жизнь на самом деле не требует от нас совершенства. Она открывает возможности для множества различных проб.
— Сколько всего картин вы написали?
— Пока пять. «Черное на белом», «Черный занавес», «Перевоплощение», «Коронавирус», «Пустота».
— Остальные дешевле стоят?
— В 50 раз дешевле.
— Кто-то уже захотел купить?
— Есть желающие купить две картины. Одну за 1000 долларов берут. За вторую предлагают 150 тысяч рублей. Но за такие суммы я не продам, чтобы не попасть в историю, как Артем Субботин.
— Расскажите подробнее.
— Артем Субботин — московский программист, который продал фейковую картину с красивой историей на аукционе за 10 тысяч рублей. Он сам намалевал на холсте абстракцию, но создал легенду о том, как несколько лет назад встретил французского художника, и тот подарил ему свой шедевр. Позже Артем лично признался покупателю, что сочинил красивую историю, чтобы продать холст. И... вернул ему деньги. Сделка не состоялась. Теперь у картины действительно есть история, и автор готов расстаться с ней теперь уже за 500 долларов.
— Вы считаете себя родоначальником нового абсурдного направления?
— Нет, я просто открыл своеобразный подход в искусстве.
— У вас есть художественное образование? Вы любите посещать выставки? Кто у вас любимый художник?
— Я нигде не учился и не собираюсь. Не был никогда ни на одной выставке. Более того, избегаю разговоров о традиционном искусстве, чтобы не вникать в эту тему и сохранить свою индивидуальность. В этом-то и есть абсурд моего творчества. Есть еще один важный момент. Я рисую один сюжет только один раз. Например, недавно случайно нашел на помойке картину, закрасил ее 24 цветами, и все. Она готова, я не буду больше лазить по помойкам и искать новые картины, потому что эта идея уже отыграна. Смысл абсурда сделать то, что еще никто не делал. Но сделать единожды, потому что во второй раз это будет уже никому не интересно. Например, я поставил черную точку на белом холсте. Это что-то новое и оригинальное. В дальнейшем я не буду ставить синие точки или зеленые. Эта идея уже воплощена.
— А кто же вы по профессии?
— Я военный пенсионер с мая 2017 года. Основной постоянной работы нет, являюсь самозанятым. Подрабатываю в такси на своем авто.
— С кем бы вы себя сравнили?
— Я могу назвать себя Моргенштерном в живописи. Вроде бы все просто в его творчестве, а на самом деле это абсолютно новая свежая мысль в искусстве. Сейчас мы живем в таком мире, где традиционные пейзажи и портреты не так востребованы, как штучные эпатажные вещи, такие как «Скотч-банан» (банан, приклеенный скотчем к холсту). За всеми этими необычностями люди будут охотиться и будут их покупать.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
— Почему бы и нет? Стас находчивый человек, — считает историк и писатель Александр Васькин. — У абсурдного искусства нет границ и нет объяснений. Мы вообще живем в эпоху абсурда, когда безграмотные блогеры становятся вершителями судеб и властителями умов. Этой истории надо сделать хороший хайп, и картина продастся. Все в духе современности. Пустое время — пустое искусство.