Когда говорят «работа без сна и отдыха» — это про них, сотрудников «скорой». Еще свежи в памяти дни, на которые пришелся пик пандемии. На одну бригаду — до 17(!) вызовов в сутки. Врачи, фельдшеры, медсестры, санитары и водители валились с ног от усталости, но продолжали бороться за жизнь и здоровье людей. Многие и сами переболели ковидом. А поправившись, спешили снова вернуться в строй. Люди особого склада — удивительной внутренней силы и верности долгу.
Врач Юлия Большакова 27 лет работает на одном месте — на подстанции Скорой помощи в Серпухове. На своем трудовом пути повидала всякое. И ей есть с чем сравнивать.
— Прошлый год был очень тяжелый, — вспоминает Юлия Михайловна. — В сутки могло быть разное количество вызовов. Но иногда километраж набирался аж под тысячу километров! Поначалу, пока все не установилось, мы ездили проводить КТ — это 70 км в одну сторону. Потом везли пациента в больницу — это еще 120 километров. После этого возвращались на свою подстанцию. А затем ехали опять...
В среду губернатор Андрей Воробьев приехал в Красногорск, чтобы поздравить сотрудников местной подстанции Скорой помощи с профессиональным праздником, поблагодарить за героический труд и вручить президентские награды — ордена Пирогова и медали Луки Крымского.
— У нас почти 8 млн человек живет в области, в прошлом году получили почти 3 млн вызов. Скорая помощь спасла огромное количество жизней. Спасибо вам за это, — сказал Андрей Воробьев. — Скорую помощь нужно совершенствовать радикально. Вместо 500 бригад должны работать 750 — мы на треть увеличиваем мощность. Я очень надеюсь, что маршрутизация, которую мы внедряем, планшеты, IP-телефония, новые машины — все это поможет в вашем важном и непростом деле.
Действительно, чтобы обеспечить жителей качественной и по-настоящему скорой медицинской помощью, в Подмосковье системно ведется работа по развитию и совершенствованию службы. Только в этом году закуплено 167 новых машин — быстрых и удобных для персонала. Например, в автомобиле врачу-реаниматологу во время работы с пациентом уже не нужно приседать или наклоняться. Кому-то это может показаться мелочью, но порой именно условия труда медиков могут иметь решающее значение в спасении человеческой жизни.
Равно как и оснащение медицинских бригад. В новых каретах «скорой» — дефибрилляторы, электрокардиографы, пульсоксиметры, аппараты ИВЛ, мониторы для анестезиологии и интенсивной терапии. Все, что необходимо для экстренной и квалифицированной помощи пациенту.
— Изменений очень много произошло. И в плане работы, и в плане организации нашего труда, — подтверждает Юлия Большакова. — Модернизировался и обновился автопарк. Сейчас мы работаем на более комфортных автомобилях. Оборудования больше стало. У нас раньше не было ни дефибрилляторов, ни мониторов, а сейчас все есть. Лучше стало оснащение нашей медицинской укладки.
У каждой бригады теперь есть специальный планшет. На него в электронном виде приходит карта вызова. Это удобно — записывать адрес вручную больше не нужно. Бригада сразу может проложить маршрут до пункта назначения. А пока она едет на вызов — еще и получить данные о пациенте в системе ЕМИАС: фамилия и имя, наличие хронических заболеваний и противопоказаний. Если человека нужно госпитализировать, по нажатию кнопки диспетчеры подберут ближайший стационар.
— Был случай: мужчина 49 лет вызвал «скорую». Симптомы — слабость и потливость, — рассказывает Максим Моисеев, зав. отделом медицинской эвакуации, врач-кардиолог Красногорской СМП. — Зарегистрировали ему кардиограмму, отправили на наш пульт. Я как врач-кардиолог с 15-летним стажем вижу: здесь острейшая стадия инфаркта миокарда. Угроза жизни. Требуется экстренная госпитализация. Об этом я сообщаю бригаде, и человеку оказывают помощь по всем алгоритмам, а затем отвозят в сосудистый центр. Это быстрота принятия решений, это профессиональный взгляд.
А еще этим летом подмосковная СМП перейдет на цифровую телефонию. Это поможет не потерять ни одного вызова. Помощь должен получить каждый. Если оператор в муниципалитете по каким-то причинам не возьмет трубку, через считаные секунды звонок переадресуется в центральную диспетчерскую.
КСТАТИ
В службе СМП Московской области работает более 600 врачей и почти 3700 человек среднего медицинского персонала
Каким бы ни было техническое оснащение, главное в медицине — люди. В Подмосковье развернули широкую работу по привлечению кадров: фельдшеров, медицинских сестер. Налажен продуктивный контакт с профильными колледжами.
— В период карантина с подстанции поступила просьба в нашу учебную часть — нужны студенты, желательно выпускные курсы, по специальности фельдшер, — рассказывает выпускница Красногорского колледжа Дарья Попкова. — Я откликнулась на это и пришла сюда, устроилась. Работаю здесь уже 3 месяца. Все нравится. Занимаюсь медицинской эвакуацией, то есть госпитализацией пациентов в стационары больницы.
Люди понимают: в Подмосковье их труд уважают, а профессионализм ценят. С начала 2021 года на работу в область приехали 38 врачей и 253 медика среднего звена.
— Я приехала из Брянска, в Скорой помощи работаю уже 30 лет, — рассказывает Вера Федотова, фельдшер отделения подстанции СМП в Лобне. — При переезде в Лобню меня подкупило, что жилье сразу давали. Условия работы у меня здесь лучше и зарплата выше.
К слову, устроиться на работу стало намного проще. Вовсе не обязательно приезжать на собеседование лично, что особенно важно соискателям из других регионов. Их удаленно проконсультируют по сбору документов и расскажут о работе подстанции.
Чтобы новички смогли быстрее освоиться, на корпоративном портале дистанционного обучения для них есть специальные курсы. Там их научат пользоваться информационными системами подмосковной службы СМП, познакомят с новым оборудованием.
Ну и стоит напомнить, что для поддержки специалистов Службы скорой медицинской помощи в Подмосковье действует программа по льготному получению жилья — «Социальная ипотека». Для молодых специалистов предусмотрены ежемесячные выплаты по 3 тысячи рублей. А если приезжий специалист временно снимает квартиру, то муниципалитет поможет с оплатой аренды.
КСТАТИ
Ежегодно в Подмосковье будет закупаться по 95 автомобилей «скорой». Это позволит к 2025 году сократить средний возраст автопарка с 4,7 до 3 лет