Многодетные семьи подмосковного Королева прорубили окно в мир

Чтоб не пропасть поодиночке

«Нам с сестрой в детстве покупали по горсточке конфет, потому что мы очень скромно жили, — вспоминает Татьяна Наумова. — И я до замужества думала, что рожу одного ребенка, но зато у него будет все, о чем бы он меня ни попросил».

Тем не менее в семье Татьяны растут уже трое детей.

Во время карантина она на своей машине развозила продуктовые наборы, вместе с детьми фасовала продукты и средства защиты.

Наш разговор о том, как ее семья пережила пик заболеваемости опасным вирусом, почему Наумовы не боялись заразиться, помогая другим людям, как научить детей делать добрые дела и зачем домохозяйке навыки тайм-менеджмента.

Чтоб не пропасть поодиночке

— Удивительно, что у вас с тремя детьми еще находится время на то, чтобы заниматься волонтерством.

— Сначала мне помогали, потом я сама стала помогать другим. У нас в городе есть сообщество многодетных семей и благотворительный фонд. Его президент Екатерина Зеленцова — удивительный человек, она нас всех зажгла своим энтузиазмом. У нее тоже особенный ребенок. Я уже 6 лет состою в этом сообществе. Во время пандемии мы распределяли губернаторскую помощь многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами, пожилым людям, инвалидам.

— А вам не страшно было ходить по квартирам, да еще с детьми? Не боялись заразиться?

— Мы проводили профилактику. Кроме того, у меня муж — врач, он больше нас всех контактировал с больными ковидом, к счастью, Миша не заразился, все обошлось. Мне кажется, когда делаешь доброе дело, Бог тебя защищает. И потом, в наше жестокое время очень важно воспитать у детей отзывчивость и готовность прийти другим на помощь. Однажды дочка вернулась из магазина очень взволнованная и рассказала, что встретила там бабушку, которой не хватило денег заплатить за покупки. Полина помогла ей и проводила домой. По дороге женщина рассказала дочери, что во время войны жила в блокадном Ленинграде. Полина рассказывала мне об этом, а у самой слезы стояли в глазах. И мне так хорошо на душе стало от того, что мой ребенок способен чувствовать чужую боль.

— У вас растет особенный ребенок, часто это ложится тяжелым грузом на жизнь всей семьи, как вы справляетесь?

— У нас очень дружная семья, взаимовыручка очень помогает. Я считаю, что особенные дети — это дети-ангелы, которые даны нам, чтобы чему-то научить. У Юры достаточно легкая форма заболевания: есть небольшой парез с левой стороны, ему приходится носить ортопедическую обувь. Но в санаториях, где мы часто бываем с Юрой, я вижу много тяжелых деток с ДЦП и другой неврологической патологией, некоторые из них кричат, пускают слюни. Конечно, это огромная травма для родителей. Окружающие люди по-разному реагируют, порой негативно. Есть родители, причем с детьми-инвалидами, но в более легкой форме, которые не хотят, чтобы их дети общались с «тяжелыми». Объясняют это тем, что у их детей может начаться ухудшение. Но я считаю, что нельзя детей делить на «тяжелых» и «легких», больных и здоровых. Наш сын вообще не знает, что он инвалид. Мы никогда ему об этом не говорили и относимся к нему так же, как к двум другим детям.

— Татьяна, разрешите задать самый острый на сегодня  вопрос: как у вас в семье с деньгами? Вам на жизнь хватает?

— Когда мы переехали из Чувашии в Подмосковье, а это было 10 лет назад, нам действительно приходилось очень тяжело. Мы снимали квартиру, работал только муж. Нашей дочке было 5 лет, сыну — несколько месяцев. На оплату жилья уходила большая часть семейного бюджета, остальное тратили на еду. Бывало, что даже на билет в автобусе денег не хватало. Поэтому мы везде старались ходить пешком. Но мы не унывали. Муж совмещал работу в пяти местах одновременно. Дома мы его видели только один-два раза в неделю. А у меня с детьми было единственное развлечение — прогулки по городу пешком.

— Как вы оказались в Подмосковье?

— Михаил — врач. Он увидел объявление о вакансии врача в королевской больнице, откликнулся. Вскоре нам выделили служебное жилье, трехкомнатную квартиру в новом 17-этажном доме, которую в этом году нам разрешили приватизировать, потому что уже исполнилось 10 лет, как Миша работает в местной больнице. Такая квартира стоит очень дорого, я даже представить себе не могу, сколько бы лет потребовалось копить, чтобы купить ее за такие деньги!

— Вы с мужем сразу планировали большую семью?

— Нет, конечно. Я вообще думала, что у меня будет только один ребенок. Мое детство пришлось на время тотального дефицита, все было по талонам. Я помню, как мама и бабушка покупали нам с сестренкой после садика по горсточке конфет, потому что мы жили очень скромно. И я хотела, чтобы у моего ребенка было все, что он пожелает. Но когда я родила дочку, та сразу, как подросла, стала просить сестренку. Так сначала появился один сын, потом второй. Пока мы решили остановиться на трех детях, хотя наш папа мечтает еще об одной дочке.

— Сколько сейчас вашим детям?

— Полине 15 лет, она окончила 9-й класс, сыну Юре — 10, а младшему, Саше, — 8. Второй сын у нас — особенный ребенок, у него с рождения были проблемы со здоровьем. И нам несколько раз в год приходится проходить курсы реабилитации в стационаре. Это еще одна причина, почему мы пока не можем думать об увеличении семьи. Ведь с рождением маленького я бы уже не смогла уделять столько времени старшему сыну.

— Как ребятня ладит друг с другом? Никто не ревнует вас к Юре из-за того, что вы ему уделяете больше внимания?

— У меня очень дружные ребята, чуткие, отзывчивые. Поверьте, я не преувеличиваю. Полина, как старшая, привыкла с рождения опекать братьев, она моя помощница во всех делах. Юра — очень эмоциональный, ранимый мальчик. А Саша — вообще моя копия, он всем всегда хочет помочь. Они мне и в моей волонтерской работе помогают. Во время карантина из-за коронавируса мы вместе с Полиной фасовали продуктовые наборы для тех, кто находился в группе риска и не мог выходить из дома, а с мальчишками мы защитные маски разносили по домам.

— На ваш взгляд, достаточно ли наше государство помогает семьям с детьми?

— Поскольку мы переехали в Подмосковье из другого региона, то нам есть с чем сравнивать. Считаю, что в Московской области для детей делается очень много. Я безмерно благодарна подмосковному правительству за все, что для нас делается. Про квартиру я уже рассказывала, кроме этого нам как многодетным выделили участок под дачу. Старшему сыну ежегодно выделяют две бесплатные путевки на курортно-санаторное лечение — для него и сопровождающего. Других детей я беру с собой уже за плату. Но поскольку наш папа бюджетник, ему компенсируют на работе затраты на летний отдых детей. Это очень большая помощь. Этим летом, несмотря на коронавирус, мы отлично отдохнули всей семьей в Евпатории.

Еще дети бесплатно завтракают и обедают в школе — тоже экономия. А у меня бесплатный проездной по Москве и области. Также у многодетных в Подмосковье есть льготы по транспортному налогу, и полагается субсидия в размере 50% от размера оплаты ЖКХ. В общем, я считаю, что все вместе складывается в существенную помощь семьям с детьми.

— Тем не менее, по данным Росстата, каждый пятый ребенок в России находится за чертой бедности.

— Согласна, есть очень много людей, которые живут бедно. Поэтому я всегда говорю детям: вы не хотите в школе есть кашу, капризничаете, что она невкусная, а где-то люди голодают. Они, может, обрадовались бы этой каше как манне небесной.

— Неужели у вас никогда не бывает плохого настроения и никогда не опускаются руки?

— Все бывает. Но когда у меня плохо на душе, я начинаю благодарить Бога за все, что имею. И чем больше благодаришь, тем легче становится, тем больше Бог помогает. Это уже проверено! Я и детей этому учу: благодарите Бога за все, что у нас есть. Подумайте, сколько людей даже этого не имеют.

— Вам помогает религия?

— Я верю в Бога, но не все соблюдаю, что требует церковь. Но всегда молюсь о своих близких. Пока моя бабушка была жива и молилась за нас, у нас все было хорошо. А вообще мне очень повезло с мужем. Он заботится о нас, очень много работает. Наверно, это моя самая большая удача, что мы встретились с ним.

— Вам не надоело быть домохозяйкой? Кто вы по профессии?

— У меня два высших образования, первое — банковское дело, второе — менеджмент, госуправление, я окончила Высшую школу экономики. Меня все время продвигали на руководящие должности, но я то и дело уходила в декрет. И в конце концов все-таки выбрала семью. Хотя в банке меня ценили и уговаривали не увольняться. Но я поняла, что если буду выкладываться на работе — а иначе в банковской сфере нельзя, — то на семью меня уже не хватит.

— Вам не обидно, что вы столько учились, а теперь эти знания лежат мертвым грузом?

— Правильная организация труда дома тоже нужна. Я помешана на тайм-менеджменте и детей к этому приучаю. У них есть шпаргалки, календарики специальные, куда они записывают все, что им нужно сделать в течение дня. Так что обучение в Высшей школе экономики не прошло для меня даром.

А если серьезно, то моя семья и мои дети — это моя гордость и главное достижение в жизни. Дети, все трое, учатся на «пятерки», причем это их личный выбор, я на них не давлю. Мальчишки даже из-за «четверок» огорчаются. А младший сын старается не только решать свои задачки, но и старшего брата.

— Как Юра учится, он ходит в обычную школу?

— Да, оба сына учатся в лицее, учителя Юры не делают для него никаких исключений или поблажек, в прошлом году он участвовал в общегородском конкурсе сочинений и занял первое место. Тема была: «Мой самый близкий человек». Юра написал про папу. А на олимпиаде по математике он второй год подряд занимает второе место. Еще он занимается плаванием и два раза занимал призовые места на областных соревнованиях.

НА КАКИЕ ЛЬГОТЫ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ В ПОДМОСКОВЬЕ?

• бесплатные лекарства (по рецепту врача) для детей в возрасте до 6 лет;

• первоочередное право на прием детей в дошкольные учреждения;

• бесплатное питание в школе и профессиональных учебных заведениях;

• бесплатная школьная и спортивная форма;

• бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок раз в месяц;

• получение льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

• льготные условия при организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий (получение для этих целей земельных участков, а также налоговые льготы, ссуды и т.д.);

• трудоустройство через службу занятости с возможностью применения гибких форм труда;

• многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно: с тремя детьми — в 57 лет, с четырьмя — в 56, а с пятью и более — в 50.

• кроме того, многодетным семьям Подмосковья полагается региональная льгота на денежную компенсацию в размере 50% оплаты коммунальных услуг. Проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, могут получить компенсацию за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28342 от 20 августа 2020

Заголовок в газете: Чтоб не пропасть поодиночке

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру