«Первое, что мы сделали, начиная борьбу за чистоту в регионе, — оцифровали все контейнерные площадки. В планшете инспектора Госадмтехнадзора есть вся база данных по его подотчетным объектам. Например, он точно знает, кто на его территории заключил договор на раздельный вывоз мусора, а кто нет. И если контейнерная площадка переполнена, он точно знает, кто подбрасывает свой мусор в чужие контейнеры», — рассказывает Олег Баженов.
С такими несознательными товарищами инспекторы Госадмтехнадзора ведут сначала воспитательную работу, дают время на устранение замечаний, но, если люди по-хорошему не понимают, тогда их приходится штрафовать. Штрафы, кстати, за нарушение чистоты весьма ощутимые — для должностных лиц до 30 000 рублей, на ИП — до 50 тысяч рублей; на юрлиц — до 250 000 рублей. Так что руководитель, решивший было сэкономить на договоре на вывоз ТКО, может и зарплаты лишиться.
Еще одна серьезная проблема — нелегальные перевозчики могут выбросить строительный мусор и в поле, и в лес. С начала 2020 года усилиями Госадмтехнадзора в Подмосковье было ликвидировано 600 таких помоек — это в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году, потому что многие навалы мусора удалось предотвратить. По словам Баженова, сотрудники его ведомства провели более тысячи рейдов, они перегораживали дороги, устраивали засады — в результате более 400 раз был предотвращен выброс мусора в неположенных местах.
«У нас на 60% обращений по мусору стало меньше, чем в прошлом году. А всего в ведомства поступило 173 тысячи обращений граждан на разные темы. Количество жалоб в целом уменьшилось на 20%, хотя пользователей «Добродела» прибавилось в два раза. Такое снижение связано с тем, что на 94% увеличилось количество принятых решений», — сказал Баженов.
Чаще всего жители Подмосковья просят сотрудников Госадмтехнадзора навести порядок у себя во дворе и на общественных территориях: убрать мусор с газонов, очистить контейнерные площадки. Жалуются люди на аварийные деревья, неработающие фонари, некошеную траву, просят почистить от снега и наледи тротуары.
«Раньше на решение какой-нибудь проблемы уходило до 10 дней, — говорит Баженов. — А сейчас человек только обратится на «Добродел» с просьбой — заменить перегоревшую лампочку в подъезде или убрать мусор во дворе — и в тот же день он видит результат: лампочка горит, мусор убран. Вот это и есть эффективная коммуникация жителей с властью».
Инспекторам приходится заниматься и новыми задачами. Так, во время пандемии коронавируса они вместе с сотрудниками полиции объясняли жителям необходимость соблюдения режима самоизоляции.
Из самых неотложных задач — подготовка к школе. Все образовательные учреждения должны быть готовы к 1 сентября.