«Очень рассчитываю, что все на местах и наше профильное министерство понимают важность совершенствования культуры управляющей компании, — сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев. — Если человек заплатил деньги, а он платит их каждый месяц, уровень сервиса и услуг должен быть предоставлен добросовестно, качественно — это наша стратегическая задача. Не случайно и в Центре управления регионом, и в муниципальных ЦУРах мы видим, что эта тема очень чувствительная и важная. С начала апреля мы должны избавиться от плохих управляющих компаний, они у нас номинированы как «две звезды». Их больше не будет на рынке. Важно дальше совершенствовать работу управляющих компаний».
Решается эта глобальная задача различными способами. Во-первых, надзорные органы, такие как Госжилинспекция Подмосковья, регулярно проверяют работу управляющих компаний. Всего в области 54 тыс. многоквартирных домов, а обслуживают их 853 УК. Только с начала года в ходе проверок было выявлено 27 тыс. нарушений в их работе, сообщила журналистам руководитель ведомства Ольга Федина.
«Мы провели 10,5 тыс. надзорных мероприятий, из них 3 тыс. внеплановых проверок и 7,5 тыс. осмотров в ходе профилактических мероприятий. Выявили 27 тыс. нарушений и выдали 1000 предписаний», — сказала она.
Федина уточнила, что у управляющих компаний всегда есть возможность исправить нарушение, но если УК не отреагировала на предписание Госжилинспекции, то ей будет выписан штраф. Однако проверки надзорных органов — далеко не единственный способ воздействия на повышение качества работы управляющих компаний. По поручению губернатора в Московской области был составлен рейтинг УК.
Их работа оценивается по 13 критериям, по аналогии с тем, как аттестуют гостиницы по системе звезд. Учитывается качество содержания закрепленных за ними многоквартирных домов, обеспечены ли жители бесперебойной поставкой коммунальных услуг, насколько своевременно обрабатываются их обращения, отсутствует ли задолженность перед ресурсоснабжающими компаниями и так далее.
Классификация рейтинга УК разработана министерством ЖКХ области совместно с Госжилинспекцией, Госадмтехнадзором и Ассоциацией председателей советов многоквартирных домов. Вся эта работа уже дала свои результаты: количество жалоб от жителей на работу управляющих компаний сократилась в 6 раз, да и потребность проводить эти проверки тоже снизилась почти в 2 раза.
Еще один эффективный способ повысить мотивированность коммунальщиков в качественной работе — это сделать наглядным то, как оценивают их работу сами жители. Поэтому 21 февраля в Подмосковье была запущена система «Народный рейтинг» — теперь каждый житель региона, пройдя регистрацию на сайте, может оценить работу УК по следующим параметрам: качество уборки в подъезде, предоставление коммунальных услуг «отопление», «водоснабжение», а также оставить заявку с описанием проблемы или интересующим вопросом.
Это очень важный инструмент для того, чтобы органы местного самоуправления, управляющие организации могли слушать и, главное, слышать людей, считает Ольга Федина. УК приобретают возможность получить обратную связь от жителей, узнать, где и что они недорабатывают, и повысить качество предоставляемых услуг.
«Основная цель создания сервиса — выявление тенденций в сфере ЖКХ и определение проблемных точек для корректировки государственных программ в области жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», — рассказала журналистам руководитель Госжилинспекции региона.
По словам Ольги Фединой, средняя оценка, которую ставят управляющим компаниям жители, — это «три звезды», однако в настоящее время в Московской области 28 управляющих организаций имеют более низкий рейтинг — «две звезды». До конца марта такие УК прекратят работу на территории Подмосковья.
«На сегодняшний день у нас 28 управляющих компаний с низким рейтингом. (Еще в феврале их было 32. — Ред.) Мы улучшаем качество их работы. Те, которые не смогут этого сделать, жители переизберут. Проведут собрание и выберут другие компании, которые лучше это делают. На конец марта у нас не должно остаться ни одной такой организации», — сказала Федина.
По ее словам, УК с рейтингом «две звезды» уже прекратили свою деятельность в Жуковском, Красногорске, Сергиевом Посаде, Истре, Химках, Богородском округе и Рузе.
В Подмосковье также собираются запустить мобильное приложение для рядовых сотрудников управляющих компаний, с помощью которого коммунальщики будут отчитываться о проделанной работе в местах общего пользования.
Мобильное приложение уже разработано и сейчас проходит тестовую эксплуатацию, в общем доступе оно начнет работать в середине марта. Оно предназначено для дворников, сантехников, уборщиц, которые должны с помощью фотографий подтвердить, что порученная им работа выполнена. Например, уборщица будет присылать фотографии подъезда, где она проводила уборку, а дворник должен заснять и выслать фото придомовой территории, за которую он отвечает. По мнению Ольги Фединой, это будет эффективный способ самоконтроля, ведь если кто-то из сотрудников захочет обмануть и выложить «липовые» фотографии, их всегда смогут уличить в этом жители. А модерировать и отслеживать сообщения о проведенной уборке будет муниципальный офис центра управления регионом.