— На сегодняшний день все образовательные организации Московской области — а это свыше 3,8 тысячи объектов — прошли оценку надзорных органов, их проверяли на предмет готовности принять учащихся, и сейчас мы смело можем говорить о 100% готовности к новому учебному году.
— По каким критериям оцениваются школы?
— На каждой территории специальные экспертные комиссии проверили учреждения на соответствие пожарным и санитарным нормам, какой там уровень безопасности, а также уделяли внимание зонам приготовления и приема пищи. 20 августа эту работу мы завершили, сейчас идут последние приготовления, и совсем скоро начнется обучающий процесс.
Всего за парты в сентябре сядут свыше 900 тысяч школьников. В этом году у нас рекордный прирост учащихся — на 47 тыс. человек больше, чем в прошлом учебном году. Торжественная линейка пройдет во всех образовательных учреждениях 2 сентября.
— Подмосковье взяло очень высокие обязательства по строительству новых школ, детских садов и капитальному ремонту уже действующих, как идет реализация этой программы?
— Действительно, в апреле 2019 года в Московской области прошла закладка 50 образовательных учреждений в рамках президентского нацпроекта «Современная школа». Это поможет решить проблему второй смены в регионе. Химки, Волоколамск, Щелково, Балашиха, Наро-Фоминск — в этих и многих других муниципалитетах в следующем году дети пойдут в новые и современные школы. Кстати, учреждения, которые закладывают в регионе, типовые. Они просторные и отвечают всем необходимым требованиям.
Буквально через несколько дней подмосковных детей примут 12 новых школ, а к 1 сентября 2020 года сдадут еще 36.
— А что с ремонтом старых зданий?
— Всего до конца 2020 года в регионе будут отремонтированы 120 школ. В этом году обновят 32 подмосковные школы, причем в 14 работы уже завершены. Ремонт учреждений проводится в рамках губернаторской программы «Образование Подмосковья».
— Детские сады тоже входят в программу?
— Конечно. Почти 40 детских садов отремонтируют в этом году. Там меняют инженерные коммуникации, проводят отделочные работы. В 20 садах работы уже завершены полностью. Кроме этого сейчас формируется программа капремонта на следующий год, прежде всего в нее войдут учреждения с высоким уровнем износа — от 70%.
— А сами жители могут как-то повлиять на то, чтобы конкретная школа или детсад вошли в этот список?
— Порядка 60 тысяч жителей Подмосковья приняли участие в голосовании на портале «Добродел». Опрос проходил с 25 июля по 15 августа, на выбор было представлено около 1,3 тыс. школ, и люди сами решали, какие из них стоит включить в план капремонта и благоустройства. Наибольшую активность проявили жители Балашихи, Наро-Фоминска, Лобни, Чехова, Шатуры и Егорьевска. Свыше 27 тыс. жителей проголосовали за ремонт детских садов, он также проходил на портале «Добродел» в июне.
— Во многих регионах России очень остро стоит проблема второй смены. Что в этом плане делается в Подмосковье?
— За пять лет мы сократили вторую смену почти в два раза, с 11 до 5,8%, а полностью эта проблема будет решена к 2024 году.
Один из самых эффективных способов решения этого вопроса — строительство новых объектов. В планах на ближайшие пять лет — построить 200 учреждений образования.
Также проводится реконструкция уже действующих школ, что позволяет рационально использовать уже имеющиеся площади.
— То, что в Подмосковье идет строительство новых школ — это, конечно, прекрасно, но ведь надо еще найти и новых учителей, которые придут туда работать. Как вы решаете проблему дефицита педагогических кадров?
— У нас вообще нет такой проблемы. В Подмосковье менее 2% педагогических вакансий. Иными словами, наши школы укомплектованы учителями более чем на 98 процентов.
— Как вам это удалось?
— В первую очередь мы сохранили и развиваем три педагогических вуза с богатой историей: МГОУ (раньше носил имя Крупской), Коломенский и Орехово-Зуевский университеты.
В Подмосковье проводится комплексная системная работа по привлечению педагогических кадров. Мы заключили целевые договоры с педвузами, на базе школ создаются специализированные педагогические классы. Наши ноу-хау для привлечения педагогов — портфолио и рейтинги выпускников педагогических специальностей. Рейтинг — это успеваемость, результаты практики в школе, уровень владения иностранным языком, участие в конкурсах, проектах и публикациях. Директора получили возможность подбирать кадры для своих школ еще из студентов. Во-вторых, мы используем широкую палитру мер соцподдержки.
— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
— Для молодых педагогов существуют «подъемные» в размере 150 тыс. рублей, деньги выплачиваются в два приема: в первый год работы — 50 тыс., в конце второго года — 100 тыс. Кроме этого молодые педагоги получают доплату в размере 6000 рублей. То же самое касается и классных руководителей.
И, наконец, очень важно, что с 2016 года в Подмосковье работает социальная ипотека. Сертификаты уже получили свыше 100 педагогов.
— Большинство молодых специалистов о собственной квартире могут только мечтать! Как стать участником этой программы?
— Условия простые. Кандидат должен быть не старше 45 лет, а молодой специалист не старше 35 лет и показывать высокие результаты профессиональной деятельности. Еще одно важное условие — участник программы должен будет проработать в выбранной образовательной организации региона не менее 10 лет. Суть социальной ипотеки в том, что государство выплачивает первоначальный взнос и остаточную стоимость жилья, а участнику программы остается только погашать проценты по кредиту.
Сначала на сертификаты могли претендовать учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики и английского языка, имеющие трудовой стаж не менее 5 лет. Но мы ежегодно расширяем списки участников программы. Так, с 2018 года в нее включили воспитателей детских садов. А с этого года претендовать на получение свидетельства уже дополнительно могли учителя биологии и физики, в том числе молодые специалисты.
В этом году мы вручаем 90 сертификатов, до конца августа все заявленные специалисты получат свидетельства. А в следующем увеличиваем квоту до 110.
— Правда, что в Подмосковье выплачивают премии учителям, подготовившим 100-балльников по ЕГЭ?
— В этом году у нас 33 мультистобалльника, из них 30 человек получили высший балл по двум предметам, а трое выпускников заработали 300 баллов на едином госэкзамене. Такого в нашем регионе еще не было! А всего наши ребята получили 486 стобалльных результатов по ЕГЭ.
За этим стоит большая работа как самих учащихся, так и преподавателей. С этого года подмосковные школьники, набравшие высший балл на ЕГЭ по двум и более предметам, получили по 100 тысяч рублей. Это хорошая мера поддержки для одаренных детей. Также мы продолжаем поощрять учителей, подготовивших стобалльников, их в этом году 400 человек, — каждый получает по 100 тысяч рублей. Эту практику планируем продолжить и в 2020 году. Также не забываем и тех учителей, кто подготавливает победителей или призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников — им тоже полагается по 100 тысяч рублей. В этом году денежное поощрение получили 63 педагога.
Хочется отметить, что в нашем регионе очень развито олимпиадное движение. Количество школ, подготовивших призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, за два года увеличилось почти в два раза — на сегодняшний день это каждая вторая подмосковная школа.
Кроме этого мы отдельно отмечаем лучших учителей. Победители федерального конкурса получают 300 тыс. рублей, а регионального этапа — 100 тыс. рублей.
В области ежегодно проводится конкурс «Педагог года Подмосковья». По итогам конкурса лауреаты получают денежное вознаграждение в размере 150 000 рублей, победители — в размере 300 000 рублей.
— Насколько подмосковные школы приспособлены к приему детей-инвалидов?
— В Московской области инклюзивное обучение дети получают с дошкольного возраста. Нам есть чем гордиться: например, Красногорский детский сад №8 вошел в число лучших инклюзивных детских садов в стране!
Особое внимание уделяется детям с расстройством аутистического спектра. Классы для таких детей открыты в Балашихе, Королеве, Жуковском, Коломне, Ивантеевке, Реутове, Люберцах. В этом году мы откроем еще два класса для детей-аутистов в Балашихе и один в Химках. А в перспективе хотим охватить все муниципалитеты Подмосковья, где есть такая потребность. Интересен опыт Электростали: в обычной школе №19 есть 3 класса для детей с нарушениями слуха и 3 класса для детей с задержкой психического развития. И это не считая коррекционных школ, где учатся более 10 тыс. детей.
Кроме этого во всех муниципалитетах предусмотрены ставки сопровождения детей (тьюторы, дефектологи). Еще одно новшество — в коррекционных школах мы собираемся открыть новые мастерские агропромышленного профиля, где ребята смогут получить навыки в цветоводстве и декоративном садоводстве, обучиться профессии рабочего зеленого хозяйства. Это поможет им успешно социализироваться и быть востребованными на рынке труда.
— А что делать детям после школы? Как в регионе развивается кружковое движение?
— Всего в нашей области 17 тысяч кружков, на любой вкус и на любой возраст. Мы решили изменить подход к дополнительному образованию в регионе, сделали его доступнее и расширили перечень направлений. В этом нам помогает новый проект «Наука в Подмосковье» — это новый формат привычных кружков.
Он направлен на повышение качества дополнительного образования, развитие объединений технической и естественнонаучной направленностей, а также выявление и раскрытие талантов учащихся в сфере науки и технологий. Знаком «Наука в Подмосковье» отмечаются только лучшие кружки и секции. Каждый родитель, отдавая туда ребенка, может быть уверен, что там он получит лучшие знания и навыки.
— На детей какого возраста он рассчитан?
— От 5 до 18 лет. Это довольно новый для нас проект, но мы уже видим отклик от образовательных учреждений. За первое полугодие в проекте приняли участие почти 120 тыс. обучающихся, большая часть из них школьники — 72,5 тыс. В третьем квартале к нам поступило более 3,2 тысячи заявок от образовательных организаций региона на участие в Московском областном образовательном проекте «Наука в Подмосковье». После прохождения отбора лучшие из них получат сертификат проекта — знак качества передовых коллективов или школьных кружков.
— Какую помощь получают семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, накануне первого сентября? Ведь собрать ребенка в школу стоит сейчас недешево.
— Конечно, мы позаботились о таких детях. Если в семье с доходом ниже прожиточного минимума, а в Подмосковье это 12 493 рублей на человека, есть первоклассник, то он получит подарок — рюкзак с анатомической спинкой и канцелярские принадлежности. Чтобы получить этот набор, одному из родителей ребенка нужно после 1 сентября обратиться в управление социальной защиты по месту жительства с заявлением и справкой о доходах.